Найти тему

Выбор контроллера. Типы контроллеров и их сравнение. Отличие встроенных контроллеров от внешних.

Какой контроллер выбрать для своего железного друга? Этим вопросом задаётся каждый пользователь электротранспорта в любом случае. И выбор этого органа управления очень важен. Какими же контроллеры бывают?

1)Программируемые и непрограммируемые.

2)Синусные и с токовым управлением.

3)Встроенные и с внешней установкой отдельно от двигателя.

Будем разбираться. Программирование контроллера (и наличие этой возможности) очень важная и полезная вещь. Ведь далеко не всех могут устраивать заводские настройки. В основном(точнее первым делом) настраивают параметры скорости на различном положении селектора скоростей,после тестовых заездов на стоковых настройках с завода. Как правило их бывает 3. Управление (контроль) движением при нажатии ручки газа контроллер осуществляет ограничением либо скоростью, либо мощностью в процентном соотношении.

При управлении скоростью контроллер «видит» её во время движения и считает в % от максимальной при 100 % значении. Как только показатель скорости достигает предельного от выбранного (заданного) вами в программе прошивки, он отключает газ и искусственно ограничивает набор скорости далее.

Управление мощностью. Тут всё просто. Контроллер ограничивает подачу Ампер на двигатель на полном нажатии ручки газа. Например, такая схема управления у старенького контроллера Марк 2. Селектор на 3 скорости:

- Первая скорость 20 а.

- Вторая скорость 40а.

- Третья скорость 60 а.

Программируемые контроллеры позволяют настраивать множество других полезных функций. Например, силу рекуперации, или время, через которое автоматически включиться круиз-контроль при удержании вами ручки газа в одном положении. И многое другое -душилка,задний ход(их сила).

Контроллер Инфинион 3 на 18 фет
Контроллер Инфинион 3 на 18 фет

Синусные и с токовым управлением. Контроллеры синусные наиболее распространены в использовании. Особенно в эконом сегменте электротранспорта. Они простые и дешёвые. Выбирают такие по параметрам, указанным на корпусе или по описанию от продавца. Плюс таких контроллеров — это безусловно бесшумность работы. Тихий звук работы не раздражает. Но учитывая небольшую цену, есть и минусы. В первую очередь речь идёт о не совсем чётком управлении и примитивности. Поэтому выражение «дёшево и сердито» в отношении них очень даже актуально. А применение таковых в аппаратах выше эконом класса, можно охарактеризовать как «на любителя». На электробайках с большой мощностью (от 3000 ватт и более) применять подобные контроллеры как правило специалисты не рекомендуют,потому что ручка газа очень чувствительна. Есть синусные контроллеры и сложные, с большим набором функций. Например, от производителя Kelly. Эти контроллеры отличаются тем, что, имея относительно скромные размеры выдают очень высокие показатели силы тока (переваривают большую мощность). Это возможно благодаря хорошему охлаждению и конструктивным особенностям. Обладая огромным количеством различных функции, эти контроллеры явно нельзя назвать дешёвыми. К тому же надо помнить, что излишняя сложность и «навороченность» имеет свои недостатки. Обслуживать, настраивать и ремонтировать такие изделия крайне тяжело даже специалистам. Даже простое программирование всех функций, не каждому самостоятельно дано освоить полностью.

Синусный контроллер 12 фет с али экспресс (ноунейм)
Синусный контроллер 12 фет с али экспресс (ноунейм)

Контроллеры с токовым управлением как правило имеют большую цену по сравнению с синусными, обладая схожими мощностными характеристиками. Они уже не являются бесшумными и в процессе работы издают характерный звук напоминающий звук троллейбуса. Однако управление на таких контроллерах более чуткое и приятное. Особенно на старте и позволяет лучше контролировать подачу и силу газа. За что их и любят настоящие ценители электротранспорта. Разумеется, ценовая категория таких изделий бывает разной. И качество токового управления может существенно отличаться у разных производителей и конкретных моделей.

Бюджетный контроллер 12 фет
Бюджетный контроллер 12 фет

Типичные представители токового и синусного управления это всеми известные(старые-добрые) контроллеры: Инфинион 3 и Инфинион 4. Многие специалисты считают, что Инфинион 3 серии с натяжкой можно назвать токовым. Да он уступает по качеству управления многим современным аналогам в этом компоненте, однако надо помнить, что это контроллер с доступной ценой. И его соотношение цена=качество является оптимальным. Многие считают контроллеры типа инфинион сейчас слишком устаревшими. Часто звучит мнение о разумности перехода на более современные решения,типа Сабвотон. Однако "Батон",имея более приятное управление и современную схему,не лишён своих недостатков. а именно уязвимость микропроцессора от КЗ. При прошивание Мосфетов,мозг контроллера будет неминуемо поражен напрямую.И весь контроллер превращается в так называемый "кирпич". А народные "Финики" в этом плане крайне живучие,хоть и староваты морально. + Габариты у Сабвотона в ширину очень значительны и не каждому такой дизайн корпуса будет по вкусу.

Контроллер КТ трапеция 12 фет
Контроллер КТ трапеция 12 фет

Встроенные контроллеры это такие, которые находятся непосредственно внутри корпуса двигателя. Яркий пример это набор magic pie от производителя Golden motor или контроллер кареточного мотора Bafang. Плюс такого размещения — это экономия места на раме вашего байка и отсутствие лишних разъёмов с проводами. Однако есть и существенные минусы такого расположения. Мотор, его корпус и обмотки сильно греются при нагрузках выше среднего уровня. При выставлении предельно допустимых настроек по току и жёсткой эксплуатации контроллеры не обдуваются встречными потоками воздуха. Часто происходит перегрев и выход электроники из строя . Ремонтировать их сложно, а иногда и вовсе невозможно. А ТТХ у них крайне скромные. Это явно не вариант, для любителей "отжигать на все деньги". Если такие контроллеры сгорают,то их просто выкидывают и ставят обычный контроллер закрепляя на раме или помещая в отдельный корпус.

Выбирая контроллер для своего аппарата всегда надо учитывать, что необходимо оставлять достаточный запас мощности 20 -30%. Никогда не экономьте на этом компоненте! Даже если вы выбираете для своего контроллера внешний способ установки «под обдув». При езде против сильного встречного ветра, в гору, снегу или грязи он может сильно нагреваться(некомфортные обороты двигателя=низкий КПД,высокий ШИМ). Если скажем производителем заявлена предельно допустимая нагрузка в 45 а. никогда не используйте и не снимайте этот максимум различными манипуляциями по типу залужения шунта и меди на плате. А если устанавливаете контроллер в защитный корпус или кофр вместе с батареей, то используйте ещё меньший ток в настройках, и желательно поставить термодатчик для контроля за температурой в постоянном режиме работы.

Контроллер типа КТ на 48 в. 18 фет 45 А
Контроллер типа КТ на 48 в. 18 фет 45 А

Изначально выбирая изделие по цене надо обращать внимание на набор его функций. За что вы хотите или не хотите переплачивать. Нужен ли вам задний ход, стоп сигнал, «душилка», «противоугонка» и электронный тормоз. Устроит ли вас совместимость с обычными бортовыми компьютерами типа цикланалист v3, или вам нужна возможность подключения самых навороченных информационных приборов.