Найти тему
COLOMNA.RU

СОБАЧЬЯ РАБОТА

8 февраля – особая дата в истории кинологии. В этот день, в 1816 году, в туманных горах Шотландии, дрессированный пёс полицейского Гиллеспи помог задержать банду контрабандистов. Храбрый бультерьер из засады выбежал на дорогу прямо под копыта скачущих лошадей. Кони поднялись на дыбы, а всадники оказались на земле, где их и «приняли» подоспевшие констебли. Считается, что это был первый случай применения служебных собак в полицейской операции.


Праздником кинологов эта дата, однако, не стала. Может быть, потому, что до настоящего служебного собаководства и регулярного использования собак на службе правопорядка оставался ещё почти век. Примечательно, что в повести А. Конан Дойла «Знак четырёх», действие которой разворачивается в 1888 году, Шерлок Холмс берёт разыскную собаку Тоби не в Скотланд-Ярде, а у эксцентричного чучельника Шермана. Кстати, в телефильме «Сокровища Агры», снятом по этой повести, роль Тоби исполняет английский бульдог. Четвероногий символ Британии, ведущий легендарного сыщика по следу преступника – это символично, колоритно, зрелищно и… абсолютно недостоверно. Мало того, что бульдоги во времена королевы Виктории выглядели иначе, чем в наши дни, так они ещё отнюдь не чемпионы по обонянию, и использовать их в следовой работе – очень плохая идея.

Кажется, Тоби сбился со следа. А что вы хотели от английского бульдога...
Кажется, Тоби сбился со следа. А что вы хотели от английского бульдога...


Если обратиться к тексту повести, Тоби – помесь спаниеля и шотландской ищейки. Спаниелей мы хорошо знаем, а вот шотландскую ищейку даже не пытайтесь искать в справочниках, её там нет. Просто переводчику было легче изобрести новую породу, чем объяснить русскому читателю, что такое лерчер (lurcher, как значится в оригинале). Необходимо напомнить, что браконьерство в Англии каралось очень сурово. Не только за оленя в королевском лесу, но и за куропатку в угодьях лорда можно было поплатиться головой. И, тем не менее, любители незаконного мясца находились. Держать чистокровных борзых или гончих они не могли, это было равносильно явке с повинной. Так и появились в Британии всевозможные помеси охотничьих собак, способных потихоньку притащить подранка с господской охоты, задушить кролика или, что греха таить, курицу соседа Джона. В роду у лерчера могли быть и уиппеты, и терьеры, и даже колли. Поэтому Тоби – просто дворняжка, к тому же, по описанию Конан Дойла, весьма неказистая. В кадре подобная собака, конечно, смотрелась бы хуже питомца Бориса Ливанова, бульдога Бамбулы.

Лерчер лохмат, неказист и не в ладах с законом. Хотя энтузиасты непризнанной породы есть и сегодня.
Лерчер лохмат, неказист и не в ладах с законом. Хотя энтузиасты непризнанной породы есть и сегодня.


Однако без бульдогов в служебном собаководстве всё-таки не обошлось. Помните, у полицейского Гиллеспи был бультерьер? Такой пёс действительно «коня на скаку остановит». Правда, эта порода сложилась лишь к середине XIX века. Но идея совместить упёртость староанглийского бульдога с безбашенностью терьера появилась намного раньше. Сначала такие собаки назывались «буль-энд-терьер». Старотипный бульдог отличался от своих няшных потомков большими размерами и брутальностью, а вот как выглядел второй компонент бультерьера, даже не спрашивайте. Потому что терьеров уже тогда существовало великое множество, больших и маленьких, охотников и особенно – крысоловов. «Серая чума» вольготно чувствовала себя и в крестьянских амбарах, и под сводами величественных замков, не исключая королевских. А неаппетитный вид спорта – травлю крыс – в Альбионе обожали и лорды, и простолюдины, азартно делая ставки на терьеров-чемпионов. Вот такие предки были у породы, которую мы хорошо знаем (и изрядно побаиваемся). Наверное, хорошо, что на полицейской службе «в серию» она не пошла. Как и бульмастиф, ведущий свою историю также от бульдогов и английских мастифов. Хотя попытки были.

Примерно так мог выглядеть бультерьер Малькольма Гиллеспи. А может, и не совсем так.
Примерно так мог выглядеть бультерьер Малькольма Гиллеспи. А может, и не совсем так.


А вот одна из самых знаменитых собак в мировой литературе, собака Баскервилей, тоже фактически дворняга, хотя при таких-то габаритах это не её проблема. «Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу», – пишет Конан Дойл. Как же так, спросит внимательный читатель, полицейских собак ещё нет, а ищейки есть! Вообще-то ищейкой тогда могли называть любого пса, обученного идти по следу, но в данном случае это бладхаунд, или гончая святого Губерта, древняя порода собак, отличающаяся отменным чутьём, мощью и неутомимостью в погоне. Увы, не только за оленем, но и за человеком. Сбежавшие от жестоких хозяев рабы в Америке много бы могли об этом поведать. Но такой неприглядный эпизод в судьбе породы – целиком на совести людей. В США и некоторых других странах бладхаунды по сей день успешно работают в органах правопорядка. Но в большинстве европейских государств и в России массивным ушастым гончим в итоге не нашлось места на службе, потому что в конце XIX века немецкий полицейский Карл Фридрих Луис Доберман представил миру настоящий шедевр – новую породу собак имени себя, любимого. И перевернул важную страницу в истории служебной кинологии.

«Три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных»: если бы в милиции служили настоящие ищейки.
«Три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных»: если бы в милиции служили настоящие ищейки.

Ну а что было дальше – читайте в продолжении!

Источники:

http://pesiq.ru/

https://myhappypetshop.com/

Использованы кадры из фильмов "Сокровища Агры" и "Иван Васильевич меняет профессию".