Найти тему
Евгений Барханов

Эти поляки теперь ведут себя — неслыханно!

На прошлой неделе множество поляков доставили в полицию. Там они получили изрядную порцию. Понятно — с самого начала войны против России они ведут себя вызывающе. Грозят работодателям. Некоторые из них арестованы. 22 июня, когда пришло известие о походе на Россию, в Дроссене один субъект грозил мне...

Наряду с документальными, пропагандистскими и мрачными кинокартинами в нацистской Германии существовали и комедии о войне. Главным примером подобного кинематографа является фильм «Концерт по заявкам» (Wunschkonzert) 1940 года режиссеров Феликса Лютцкендорфа и Эдуарда фон Борсоди. Премьера состоялась 30 декабря 1940 года. Война в фильме представлена как искусство и показана как совокупность музыкальных выступлений, спорта, технологий, комедии и героизма. Сражения показаны сквозь призму скорости, мобильности и возможностей новых технологий. А боевые действия кажутся скорее каким-то соревнованием, нежели актом агрессии. А когда война достигает своего накала, то это преподносится как необходимое зло во благо немецкой нации. Иллюстрированный кинокурьер к художественному фильму "Wunschkonzert", 1940 г. (война, мелодрама, мюзикл)
Наряду с документальными, пропагандистскими и мрачными кинокартинами в нацистской Германии существовали и комедии о войне. Главным примером подобного кинематографа является фильм «Концерт по заявкам» (Wunschkonzert) 1940 года режиссеров Феликса Лютцкендорфа и Эдуарда фон Борсоди. Премьера состоялась 30 декабря 1940 года. Война в фильме представлена как искусство и показана как совокупность музыкальных выступлений, спорта, технологий, комедии и героизма. Сражения показаны сквозь призму скорости, мобильности и возможностей новых технологий. А боевые действия кажутся скорее каким-то соревнованием, нежели актом агрессии. А когда война достигает своего накала, то это преподносится как необходимое зло во благо немецкой нации. Иллюстрированный кинокурьер к художественному фильму "Wunschkonzert", 1940 г. (война, мелодрама, мюзикл)

Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...

Легко судить о том, что было с позиции прошедшего времени, всё кажется ясным, легко и отчётливо разбираются просчёты, но как видит это время корреспондент здесь и сейчас - сегодня представляется удивительным. Он вкладывает живые камни строк в стену "плача", любви и ненависти.

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 27 июля 1941 г., воскресенье (за спиной первый месяц Великой Отечественной).

Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".
Илья Григорьевич Эренбург, писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда".

Тревожные дни в Дроссене

Сентиментальных немочек прежде звали Гретхен. Передо мной письмо не Гретхен, но Кетхен. Эта особа тоже сентиментальна, но она заодно кровожадна, как отменная гитлеровка. Она пишет письмо своему возлюбленному, офицеру, именуемому Грокиманом. Кетхен работает в бюро гитлеровской партии городка Дроссен близ Франкфурта-на-Одере. Она рассказывает Грокиману о своих злоключениях—ей надо съездить во Франкфурт. Для этого она принуждена взять сопровождающую фрау Браутигам. Почему? Оказывается, жизни Кетхен угрожают... поляки. Засим следует пассаж, который я приведу полностью: «Здесь сбежали два поляка, их все боятся. Вообще, как эти поляки теперь ведут себя — неслыханно! На прошлой неделе множество поляков доставили в полицию. Там они получили изрядную порцию. Понятно — с самого начала войны против России они ведут себя вызывающе. Грозят работодателям. Некоторые из них арестованы. 22 июня, когда пришло известие о походе на Россию, в Дроссене один субъект грозил мне... Они наверно думали сделать то, что им не удалось осенью 39 года. Но эту шваль скрутят! На одной ферме поляк убил хозяина и жену. Сын, приехав в отпуск с фронта, нашел трупы. Какая мерзость эти поляки! Мы были слишком гуманными к польскому сброду».

-3

Вслед за этим сентиментальная Кетхен сообщает, что получила от «мамочки» печенье — жаль, что она не может поделиться с Грокиманом — и что секретарь гитлеровской организации repp Рове раздобыл для Кетхен бутылку ликера.

Эта женщина тупа и жестока. Она знает, как гитлеровцы уничтожают поляков, насилуют их жен, мучают их детей. И вот она жалуется, что гитлеровские палачи проявляют чересчур много «гуманности» к полякам. Смесь брани и сюсюканья в ее письме вызывает отвращение. Я не стал бы заниматься ее зоопсихологией — хватит с меня Гитлера и Гиммлера! Но письмо Кетхен показывает, в каком страхе живут обитатели «победоносной» Гитлерии. Возле Франкфурта-на-Одере, то-есть в самой Пруссии, гитлеровцы боятся своих рабов. Ведь люди, которых Кетхен называет «работодателями», на человеческом языке называются «рабовладельцами». Война, затеянная гитлеровцами против Советского Союза, родила в сердцах порабощенных поляков надежду на освобождение. Они не верят в победу Гитлера. Они «ведут себя вызывающе» в Дроссене. Легко представить себе, как дрожат различные Кетхен в Варшаве!..

В конце письма Кетхен вздыхает: «Я боюсь за твоих — говорят, что Ольденбург бомбят англичане...» В Дроссене гитлеровцы думали, что война против России будет «молниеносной». Кетхен писала 4 июля: «После русского похода тебе наверно дадут отпуск». Возлюбленный Кетхен бесславно погиб на русской земле. Молнии Гитлера оказались неторопливыми — они висят на немецком небе, как театральная декорация. Правы оказались поляки Дроссена — близок час, когда они рассчитаются с герром Рове и с кровожадными Кетхенами. (Илья ЭРЕНБУРГ).

-4

Ну и где, Ольга Любимова, Министр русской культуры - авторы, способные донести пером и интеллектом суть происходящего? Если нет среди окружения вашего подобных, обратитесь хотя бы к мастерам ЛГБТ. Пусть они, как смогут, отработают ваши преференции и гранты. Почему от Министерства культуры вот уже целый год круглый ноль?

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1941 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.