Найти тему
Birds Guide

Крылатые музы

"Красота в глазах смотрящего" - Оскар Уальд.

Природа - неисчерпаемый источник красоты и вдохновения; поэты, художники, скульпторы, фотографы - все творческие люди - черпают из неё идеи для своих творений.

Птицы в частности занимают особое место в мире изображений животных. Существует целый поджанр искусства, посвященный изображению наших пернатых друзей, и эти существа на протяжении веков были постоянным источником восхищения художников. Расскажем о некоторых из самых известных изображений птиц в мире.

Щегол (Карел Фабрициус, 1654г.)

Щеглы широко распространены на разных континентах и ​​известны в основном своей приятной песней и яркой окраской. Во времена Фабрициуса они обычно ассоциировались со здоровьем и удачей и были одомашнены людьми в качестве украшений и компаньонов еще с эпохи древних римлян. В этих птицах есть что-то очень привлекательное, что вызывает симпатию к ним людей, и Фабрициус (ученик Рембрандта) сумел передать красоту и легкую меланхолию этого существа в своем изображении.

Однако, как и многие великие произведения искусства,
Щегол имеет трагическую предысторию. Он был утерян после того, как Фабрициус погиб в печально известном «Делфтском ударе грома»: пороховом взрыве, уничтожившем значительную часть города в 1654 году. Более двух веков спустя, в 1859 году, он был вновь обнаружен после того, как каким-то образом попал в коллекцию бывшего офицера голландской армии. Предполагается, что незначительные повреждения, обнаруженные на картине, могли быть вызваны мощным взрывом, убившим Фабрициуса.

Изображение Щегла Фабрициуса украсило обложку нашумевшего романа Донны Тарт "Щегол".

Маленькая сова (Альбрехт Дюрер, 1508г.)

"Когда я стал старше, я понял, что гораздо лучше настаивать на подлинных формах природы, поскольку простота - величайшее украшение искусства". 
Альбрехт Дюрер
"Когда я стал старше, я понял, что гораздо лучше настаивать на подлинных формах природы, поскольку простота - величайшее украшение искусства". Альбрехт Дюрер

Дюрер был одним из первых сторонников изображений животных и создал одни из самых любимых в истории изображений птиц. Лучшим примером является его знаменитая Маленькая сова, маленькое существо, полное характера и выражения. Эта картина до сих пор считается шедевром, спустя более 500 лет после того, как была написана.

Вплоть до этого момента совы обычно использовались в искусстве как символические существа - часто из тех ужасов, которые могут поджидать вас ночью; их изображали хищниками или предвестниками гибели. Совы ассоциировались с темнотой, нечистоплотностью и, как правило, довольно злыми. В основном у них была плохая репутация. Портрет Дюрера использует прямо противоположный подход: он очаровательный, восхитительный и в целом просто очень милая маленькая сова. Это похоже на птицу, которая говорит: «Надеюсь, у тебя хороший день» и действительно так думает.

Это 500-летнее сокровище можно найти в музее Альбертина в Вене.

Зимородок (Винсент Ван Гог, 1886г.)

«Что такое период линьки для птиц - время, когда они теряют перья, неудачи, несчастья и тяжелые времена - для нас, людей». 
Винсент Ван Гог в письме своему брату Тео
«Что такое период линьки для птиц - время, когда они теряют перья, неудачи, несчастья и тяжелые времена - для нас, людей». Винсент Ван Гог в письме своему брату Тео

Хотя это не одна из самых известных картин Ван Гога, Зимородок - один из немногих случаев, когда художник полностью посвятил себя изображению птицы. На первый взгляд можно было бы простить то, что вы не узнали в ней картину Ван Гога, но чем ближе вы смотрите, тем лучше вы можете рассмотреть его характерную манеру письма и технику.

С приходом в жизнь Винсента японской гравюры он начинает обращаться к новым сюжетам. Если раньше мастер отдавал предпочтение портретам и городским пейзажам, то теперь на его картинах появляются животные, растения и предметы быта. Центральную часть в его творчестве на все оставшиеся годы жизни займет природа. К примеру, композицию этой маленькой картины с зимородком Винсент подсмотрел в книге с японскими картинами. Горизонт художник оставил за пределами полотна, вместо этого позволив листьям камыша пересекать пространство вертикально от края до края.

Лебедь под угрозой (Ян Асселин,1650г.)

-4

В отличие от Ван Гога, Ян Асселин известен своими картинами с птицами. В частности, он известен этим изображением угрожающего лебедя, яростно сигналящего на своего собачьего нападающего. Огромный размер картины также усиливает фактор запугивания лебедя: холст достаточно велик, чтобы существо было практически в натуральную величину.

Есть несколько интерпретаций того, что Асселин намеревался передать этой картиной. Преобладает теория, что лебедь представляет собой Йохана де Витта, политического лидера Голландии того времени, защищающего страну от различных врагов. Это звучит как натяжка, пока вы не увидите, что термин «de raad-Pensionaris» (название должности Де Витта) написан между лапами лебедя, а «de viand van de staat» («враг государства» в XVII-XVII вв. век голландского) написано над головой угрожающей собаки. На всякий случай, если это было слишком тонко, на яйце, которое лебедь пытается защитить, написано «Голландия».

Есть серьезные сомнения в том, что сам Асселин добавил указанные надписи - скорее всего, это было политически мотивированное добавление после того, как первоначальные усилия художника были завершены, - но слегка неуклюжий символизм или нет, это все еще одна из величайших картин с птицами любого из голландских мастеров 17-го века.

Человек в котелке и Сын Человеческий (Рене Магритт, 1964г.)

Человек в котелке (слева), Сын человеческий (справа)
Человек в котелке (слева), Сын человеческий (справа)

Магритт изображал человека в котелке в нескольких своих картинах. Эта возможно, не так хорошо известна, как другие картины Магритта: например, более привычное нам яблоко на лице вместо голубя на картине «Сын Человеческий».

Обратите внимание на детали картины. Лицо мужчины закрыто так, словно голубь влетел в кадр и Магритт умело сделал снимок. Птица летит слева направо, к свету. Здесь мы не видим глаза человека, но видим левый глаз птицы; в картине «Сын человеческий» тоже виден левый глаз человека. Также можно заметить отличие в галстуках на двух картинах. Здесь галстук бледный, «Сын человеческий» одет в ярко-красный галстук. Взгляните на синий фон — это небо? или же это просто синий фон для портрета?

Голубь здесь служит неожиданным и интересным графическим элементом и, конечно, символом — не такой привычный, как сизый уличный, не слишком яркий, как попугай, он приносит свет и безмятежность.

Сорока (Клод Моне, 1869г.)

-6

В конце 60-х годов XIX века Моне овладело желание запечатлеть и передать зрителю чувства и эмоции, пробуждаемые в его душе мимолётными состояниями окружающей природы. Вдохновлённый Писсаро, а также Ренуаром и Сислеем, он погрузился в сложную работу над снежным пейзажем.

Моне предпочёл изобразить на картине сороку, севшую на калитку, как хрупкую одинокую ноту, случайно оброненную кем-то на нотный стан. Изображение на картине соткано солнцем и снегом, которые передают нам ощущение неуловимой полутвёрдой полупрозрачной материи.

Список можно продолжать еще долго: птицы вдохновили многих творческих гениев на создание шедевров. А у вас есть любимые картины или гравюры с птицами? Делитесь с нами!

Птицы
1138 интересуются