В 2017 году мир искусства потрясла новость - на аукционе Christie’s был установлен новый рекорд! Саудовский принц Бадр бен Абдулла заплатил 400 миллионов долларов (а с учётом комиссии аукциона все 450 млн) за картину да Винчи "Спаситель мира", что сделало это полотно самым дорогим в мире.
Судьба "Спасителя" достойна какого-нибудь кинотриллера - в ней были пропажи, скандалы, интриги, кражи. А в 2020 году начала набирать популярность версия, что это полотно... подделка. Но расскажем о судьбе картины чуть подробнее.
Дата создания "Спасителя" точно не известна, учёные смогли установить лишь приблизительный период - 1499–1510 годы. Долгое время не было известно и имя создателя. Побывав в коллекции британской королевской семьи, картина пропала почти на полтора века. В 1958 году картина ушла с аукциона всего за 60 долларов. И вновь о ней не было ничего слышно почти полвека.
В 2005 году новые владельцы картины решили отдать "Спасителя" на реставрацию. И реставратор предположил удивительное - это картина не какого-нибудь неизвестного автора, а самого Леонардо! Это подтвердили и другие видные исследователи картин да Винчи. И хотя у некоторых были сомнения в этой атрибуции, за полотном официально закрепили авторство да Винчи.
А дальше была криминальная история с нечестным арт-дилером, видным российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым и новыми торгами. На которых и произошла та самая знаменитая сделка, вознёсшая "Спасителя" на самый верх списка самых дорогих полотен. Конечно, во многом столь высокая цена была обусловлена авторством гения, универсального человека, подарившего миру множество шедевров.
И представьте, каково наверняка было разочарование принца и многих поклонников да Винчи, когда исследовательница Анналиса Ди Мария объявила - это не Леонардо.
Ди Мария удалось увидеть и изучить недавно обнаруженный рисунок Иисуса Христа, чьим автором несомненно был Леонардо. Этот рисунок сейчас находится в частных руках. И именно он, по мнению Анналисы, доказывает, что да Винчи никак не мог быть автором "Спасителя".
"Это - настоящее лицо „Спасителя Мира“, - говорит Ди Мария про рисунок. - Он напоминает все рисунки Леонардо: это его язык, и он звучит громко и ясно".
Сравните его с "Туринским автопортретом" Леонардо. Чувствуете руку мастера?
Оба рисунка - портреты в три четверти, это любимый ракурс художника. А вот "Спаситель мира" прямо смотрит на зрителя... Анналиса ди Мария утверждает, что Леонардо никогда бы не выбрал нединамичную композицию.
"Я не единственная, кто всегда говорил, что Леонардо на самом деле не писал „Сальватор Мунди“, - говорит исследовательница. - Он никогда не мог бы изобразить такого фронтального и неподвижного персонажа".
Но истину мы не узнаем, пока не изобретут машину времени))
А что думаете вы? Леонардо это все-таки был или не Леонардо? Какие у вас ощущения?
К слову, если вы любите таинственные картины, вам может понравится выставка "Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи". Вас ждут скрытые шифры, тайные знаки и сложный символизм в работах очень необычных художников.
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка, 26
График работы до 19 марта
Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00
Билеты можно купить на сайте выставки