Сегодня, 7 февраля, Арбитражный суд Башкортостана опубликовал определение о принятии обеспечительных мер в рамках дела о банкротстве МУП «САХ». Содержание этих мер весьма нетривиально: по требованию «Рудериса» арбитраж запретил Минэкологии расторгать соглашение от 2018 года о наделении САХ полномочиями регоператора на рынке ТКО.
Однако Минэкологии никогда публично не заявляло о намерении разорвать контракт с МУПом. Не то чтобы в министерстве очень довольны работой «Спецавтохозяйства» – положение в компании уже становилось предметом разбирательства на площадке Курултая в январе прошлого года. «Правда ПФО» писала тогда, что в САХ не признают кредиторскую задолженность более чем в 500 миллионов рублей и намерены судиться со своими подрядчиками. Поддержку «Спецавтохозяйству» тогда выразил министр природопользования и экологии РБ Урал Искандаров.
Спустя год министр в Башкортостане поменялся, но отношение к САХ – нет. Вот и сегодня на заседании комитета Курултая возглавивший министерство в июне 2022 года Нияз Фазылов, комментируя иск о банкротстве «Спецавтохозяйства», выразил мнение, что компания сможет найти 36 миллионов рублей на оплату долгов «Рудерису» – именно из-за этой суммы подрядчик и подал заявление на регоператора.
Но ситуация, как видно из судебной практики, за год поменялась кардинально. «Спецавтохозяйству» не только не удалось доказать фиктивность своей кредиторской задолженности, но и пришлось ее увеличить – по данным системы Контур.Фокус, как минимум до 650 миллионов рублей. А долги «Рудерису» за вывоз мусора в размере 36,8 миллионов рублей теперь признаны судами двух инстанций – это сумму подрядчик взыскал с регоператора в прошлом году полностью. И только после того, как «Спецавтохозяйство» проявило упорство и отказалось платить, «Рудерис» подал на банкротство регоператора.
И теперь, видимо, в «Рудерисе» (и, вероятно, в остальных подрядчиках, долги которым САХ отказывается признавать и оплачивать) считают, что в республиканском правительстве могут пойти на лишение САХ статуса регоператора. Опубликованным сегодня определением суд это делать Минэкологии запретил.
При этом структура активов «Спецавтохозяйства», с которой ознакомилась «Правда ПФО», далека от банкротной. Да, у компании велика кредиторская задолженность – но наличествует и очень большая дебиторская. «Правда ПФО» уже рассказывала, как САХ решила нанять коллекторов для взыскания этой задолженности, но делать это запретила ФАС: по закону долги за ЖКУ нельзя передавать коллекторам.
Параллельно в Арбитражном суде разворачивается еще одна баталия, имеющая отношение к бенефициарам «Рудериса». Она связана с планами крупной федеральной группы ВИС силами своей башкирской дочки ООО «Русэкогрупп-Уфа» построить под Уфой два новых современных полигона ТКО. О предстоящем заключении концессионного соглашения Минэкологии сообщило в декабре 2022 года, после чего это намерение оспорило в ФАС уфимское ООО «Эльбрус», заявившее о желании построить полигоны существенно дешевле. Теперь в дело вступили бенефициары «Рудериса» через свою прокси-компанию, название которой совпадает с наименованием банкротящегося регоператора.
И по данному делу суд также наложил обеспечительные меры. Действие приказа Минэкологии о возможности заключения концессионного соглашения с «Русэкогрупп» арбитраж по заявлению АО «Спецавтохозяйство по уборке города» приостановил, и выдал исполнительный лист на немедленное вступление данного решения в силу. Заседание суда по существу состоится 1 марта – тогда же, когда и заседание о банкротстве одноименного МУПа. На мусорном рынке Башкортостана никогда не бывает скучно.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото sahufa.ru