Найти тему
Галопом по кино

«Комедия о Лисистрате» (1989) – пройдусь босой, болтая колбасой

Про колбасу – это я в своё время так Киркорову подпевал, когда он обещал маме шика дать. В оригинале, правда: «пройдусь босой да па-а звёздам», но у меня текст был более содержательным.

Итак, 1989 год. Общество взбудоражено: в кинотеатрах идёт самая настоящая комедия… с раскрытием темы! Не пишу слово на букву «э», чтобы мои шестилетние читатели не догадались. В последнее время модераторы стали подемократичнее, но на всякий случай приму меры предосторожности.

Народ валом повалил в кино, а нам, четырнадцатилетним подросткам, оставалось лишь грустить и включать воображение, чтобы представить себе это потрясающее зрелище. Но вот мы немного подросли и теперь уже самостоятельно можем посмотреть эту шля… этот шедевр в Интернете, и никто нам слова не скажет!

-2

Ну, давайте же, обсудим, что получилось у режиссёра и автора сценария Валерия Рубинчика. На мой взгляд, он на протяжении всего фильма бежал по грани, отделяющей слово на букву «э» от пошлости, но у него время от времени «лапка соскальзывала», как у того тридцать восьмого снегиря, сидящего на дуде, из старого анекдота.

-3

Пробежимся вместе с ним по сюжету, следя за лапками.

Фильм снят «по мотивам» произведений Аристофана. Древняя Греция, женщины устали от того, что их мужчины постоянно воюют друг с другом. Поэтому некая Лисистрата собирает женщин и предлагает забанить мужиков до тех пор, пока они не прекратят воевать.

Елена Коренева
Елена Коренева

Подруги сперва воспринимают эту инициативу в штыки, но потом они понимают – иного выхода нет. Лисистрата тащит всех в Акрополь, где тётки запираются изнутри и дают клятву, прихлёбывая винище.

Увидев вино, глаза женщин загораются, и мы внезапно видим не гречанок, а советских бухгалтерш перед корпоративом.

-5

Кстати, Рубинчик самоотверженно попытался представить весь текст в фильме древнегреческим гекзаметром, но у него это вышло плоховато – режиссёр и сценарист вовсе не обязан быть хорошим поэтом. Почитал я русский перевод 1983 года «Лисистраты» Аристофана – на размер стиха там также подзабили (в оригинале не читал, языками не владею).

Что же касается «комедии» … тётки спрашивают: «Зачем ты созвала нас, Лисистрата?» Лисистрата отвечает, мол, у неё большущий вопрос. «Большущий и длинный?» - радуются тётки.

Такие вот у нас шутки. Правда, в первоисточнике эта фраза тоже обыгрывается. Но там ещё тётки игриво ощупывали друг друга и подшучивали над «выбритыми полями» - ограбил зрителей Рубинчик.

Хотелось бы отметить, что со времён Аристофана прошло более двух тысяч лет, качество юмора и моральные устои тоже не стояли на месте, и можно было написать качественный сценарий с шутками потоньше, чем в постановках древнегреческой художественной самодеятельности, оставив лишь общий смысл пьесы.

В итоге первые полчаса – нуднейший артхаус, который зрители терпят только потому, что дальше им обещана комедия с раскрытием темы.

И вот появляется Советник – Александр Калягин! Тётки с ним общаются, раздевают его, купают в молоке и зачем-то делают ему массаж. Один мой знакомый обозвал эту сцену – «Волосатый рейс».

-6

Тут уже начинается какой-то движ в плане раскрытия: на переднем плане раскачивается чья-то тема, а также пробегают две абсолютно голые тётки в масках. Советские зрители замерли в восхищении.

После идёт малопонятная ночная обнажёнка: все спят, кто-то где-то ходит с голым задом, на каких-то тёток медленно льют воду, они сонно шевелятся. В кадре даже появляется даже невесть откуда взявшаяся кобыла кентавра с маленькой грудью. Мракобесие!

-7

В замок пытаются проникнуть два бедолаги в исполнении бедолаг Евгения Стеблова и Юрия Казючица.

-8

Оказывается, отец актрисы Анны Казючиц был актёром, но, я думаю, этой его ролью она вряд ли гордится, так как Юрий внезапно и неоправданно начинает болтать сосиской на камеру. Евгений ведёт себя поскромнее – всё-таки, именитый актёр. Поэтому он отворачивается и «пускает тёпленькую», как немецкий мотоциклист в современных фильмах.

Просидев в Акрополе какое-то время, женщины поодиночке начинают предпринимать попытки дезертирства, но Лисистрата строго их отлавливает и возвращает в казарму.

Как-то раз под врата Акрополя пришёл вот такой козерог.

-9

Оказалось, что это Константин Райкин в роли Кенессия, возжелал свою супругу, которую играла Ольга Кабо.

-10

Ольга сперва отказывалась спускаться, тогда Константин расстегнул штаны и закричал: «Зови, сыночек, мать свою!»

-11

Вот именно это – режиссёрская находка, так как в пьесе Аристофана Кенессий пытается обмануть жену и зовёт её тонким голоском, изображая сына. Здесь же он просто разговаривает со своим дудём.

-12

Лисистрата проинструктировала Ольгу, та спустилась вниз и завела Константина до предела. Возможно, это единственное место в фильме, когда зрители в зале смеялись.

-13

В итоге озверевший Константин набросился на Ольгу…

-14

… но та вырвалась от него и эпично бежала в слоу-мо абсолютно обнажённая в течение целых двух минут. Всю картину портил голый Константин, который скакал за ней по пятам и раскачивал своим метрономчиком.

-15

Затем в замок проник трансвестит.

-16

Вообще, это был Юрий Казючиц, переодетый в женщину, поэтому тётки его быстро вычислили и сбросили со стены.

-17

И вот Калягин привёл мужские полчища под стены Акрополя, приказал всем раздеться и бежать на штурм. Тётки в ответ тоже все посрывали с себя всю одежду! Насколько я понимаю, это была кульминация, ради которой, собственно, и был снят весь фильм.

-18

Мужики дрогнули и побежали, демонстрируя разжиревшие бока советских интеллигентов и белоснежные незагорелые ягодицы.

Кстати, при всеобщем обнажении оного не избежал и Евгений Стеблов, который бегал по окрестностям и болтал своим горемыкой. Позорище неимоверное, наверное, самый стыдный кадр за весь фильм. Причём, бегал Евгений, а стыдно было мне. С ним был ещё один момент, когда он нащупывал у Юрия сердце между ног. Комедия же, весело!

-19

Девки в кадре красивые, не спорю. Но неспортивные мужички, трясущие дудями – это просто стыд. Вы хотели показать красоту мужского тела? Так пригласите спортсменов, что ли! И сцена, когда мужики убегают, будет выглядеть не жалкой, а красивой!

Приезжает «славный парень Робин Гуд» - Борис Хмельницкий, который где-то задержался и пропустил всю нудистскую вечеринку.

-20

В итоге, спартанцы с афинянами заключают перемирие. Женщины добились своего и остановили войну.

Конец фильма.

Говорят, что раньше фильм был на шесть минут длиннее. Но из-за каких-то кадров с известными артистами его слегка почикали и теперь полной версии нигде не найти. Знаете, я не шибко горюю. Ну что там может быть? Скорее всего, Калягин в жалком виде, а может быть, и сам Хмельницкий – как-то он неожиданно в фильме появился. Как-нибудь переживу, никогда не увидев эти кадры.

Шёл 1989 год, мистер Фёст ещё не успел тогда даже уложить свои вещи в саквояж, как мистер Секонд уже рьяно принялся за дело…

-21

Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Афиша для статьи взята из Википедии, также статья содержит кадры из фильма «Комедия о Лисистрате» (1989).