На территории России впервые за всю ее постсоветскую историю строители ввели в 2022‑м более 100 млн кв. метров жилья, превысив объемы работ прежнего года на 11 %. Благодаря такому рывку 3,5 млн семей по всей стране справили новоселье, улучшив свои жилищные условия. Северная столица рекордами не удивила: работая без особых падений и взлетов, участники рынка возвели «под ключ» 1,4 тыс. высоток и малоэтажных домов (ИЖС). Но стабильность, полагают чиновники, как раз достойна похвал. Когда в непростое для отрасли время удается избежать срывов и подняться на уровень, соответствующий годовому заданию, это уже само по себе неплохо. #INJECT_1# Устойчивость отрасли выражается также в сокращении разрыва между темпами роста жилья и социальной инфраструктуры. Устранять такие перекосы стало проще после того, как летом 2022‑го начала свою деятельность Градостроительная комиссия. Разрешение на строительство можно получить теперь, лишь подтвердив, что твоя заявка отвечает потребностям территории, соответствует всем нормативам и предусматривает развитие там социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, поясняет вице-губернатор Николай Линченко. Эта комиссия поддержала 88 обращений на строительство 5,7 млн кв. метров жилья. И выдала разрешение на строительно-монтажные работы, охватывающие почти половину этого объема (2,5 млн кв. метров). А 14 девелоперских проектов комиссия сняла с рассмотрения, отложила или вернула на доработку. Пропуская их через такое «сито», Смольный обеспечивает появление в нужных местах необходимых горожанам поликлиник, школ, детсадов и т. д. Так, в прошлом году петербуржцы получили 20 новых социальных объектов, вошедших в адресную инвестиционную программу (АИП). И чуть более 30 таких объектов были возведены на внебюджетные средства. В целом на финише 2022‑го в мегаполисе было построено 263 нежилых объекта (включая торговые заведения, гостиницы, офисы и т. д.) общей площадью 2,1 млн кв. метров. Это тоже признак стабильности, считает Игорь Креславский, председатель городского комитета по строительству, приводя такие данные. Причем строители освоили в минувшем году 53 млрд 583 млн рублей, уж точно рекордную, по его словам, сумму (исполнение бюджета этого комитета составило 98,4 %). А нынче они должны нарастить объемы, построив на территории города 76 социальных объектов: две трети — за счет средств инвесторов, остальные — на бюджетные (АИП-2023) деньги. В том числе 37 детсадов на 5,5 тыс. мест, 17 школ и одно учреждение дополнительного образования на 14,5 тыс. мест, 14 поликлиник и др. И у строителей еще останется немалый задел, ибо перечень социальных объектов, по которым упомянутая комиссия дала им добро, значительно больше… Другое нелегкое наследие прежних лет — долгострой. За последние два-три года Петербург по максимуму сократил список проблемных домов, войдя по этому показателю в число регионов — лидеров РФ. В 2022‑м из реестра таких объектов было вычеркнуто, на радость обманутым дольщикам, восемь высоток общей площадью 75,8 тыс. кв. метров (более 2 тыс. квартир). Кроме того, строители ввели 13 объектов (более 66 тыс. кв. метров), находящихся на особом контроле Смольного, то есть в зоне риска, включая одиннадцать жилых многоэтажек. Так что к концу года в Северной столице, возможно, и впрямь не останется ни одного «бородатого» жилого объекта, как объявила городская власть. А новых долгостроев она намерена избегать, работая в соответствии с пересмотренным генпланом (утвердить его планируется до осени 2023‑го) и обновленными правилами землепользования и застройки. Вообще в нынешнем году предстоит сделать по части строительства достаточно много. Это вряд ли коснется новостроек, где обозначилась тенденция к сокращению спроса. Планка Минстроя РФ по вводу жилья для нашего города упала до 2,7 млн кв. метров, а годом позже она еще немного снизится. Однако особое развитие получат транспортная инфраструктура и улично-дорожная сеть Петербурга, отмечает Александр Федотов, врио председателя КРТИ. В денежном выражении это будет не очень заметно — бюджет профильного комитета останется на прошлогоднем уровне: 105 млрд рублей, включая ассигнования из федеральной казны. Но продолжится строительство широтной магистрали скоростного движения и других знаковых для города объектов. А ряд крупных инфраструктурных проектов в 2023‑м намечено завершить. Среди прочего планируется ввести новый участок Шуваловского проспекта — от Камышовой улицы до Планерной, продолжение Софийской улицы до Московского шоссе (в промзоне поселка Металлострой), проезд улицы Танкистов до административной границы Курортного района. Предусмотрено также сдать в эксплуатацию Шкиперскую развязку с ЗСД, которая обеспечит транспортную доступность намывным территориям В. О., завершить транспортный обход Красного Села и ввести новый спортивно-досуговый комплекс «СКА-арена» (строящийся в рамках концессионного соглашения) с прилегающим к нему парком. Строители также приступят к сооружению Большого Смоленского моста и начнут работы по второй очереди модернизации аэропорта «Пулково». Масштабное строительство развернется, кроме того, в Кронштадте, затронув набережную и развязку в месте пересечения Кольцевой автодороги и Кронштадтского шоссе и на трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка. А предстоящей весной подрядчик приступит к сооружению объектов первой очереди научно-образовательного инновационного центра на базе Университета ИТМО. Это далеко не полный список весомых проектов, стартующих и продолжающихся, реализовать которые Смольному удается во многом за счет государственно-частного партнерства. По объему строящихся благодаря такому механизму объектов Петербург тоже остается одним из российских регионов-лидеров, утверждает Иван Складчиков, врио председателя городского комитета по инвестициям.
Дотянулись до планки. Как работал строительный комплекс Петербурга в 2022 году?
4 минуты
6 прочтений
7 февраля 2023