Юрий Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полет в космическое пространство на корабле Восток-1 Эта информация известно всем, Однако не многие знают, что был еще один корабль - Восток 0 и космонавт номер 0 - Сергей Нефедов. Именно этот человек стал наземным дублером Гагарина.
Сергей Павлович Нефёдов - первый доброволец отряда космических испытателей. Команда испытателей была создана в Институте авиационной и космической медицины в июне 1953 года для испытания костюмов, скафандров, одежды и разработки других вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и работоспособности экипажей самолетов с большими скоростями и высотами. Молодой сержант Нефёдов служил в бомбардировочный авиаполку, а потом был отобран для сложной и ответственной работы. Ежедневно в течение нескольких лет он испытывал на Земле то, что предстояло выдержать первому космонавту на орбите. Благо крепкое здоровье позволяло. Рост и вес были в точности такими же, как у Гагарина, поэтому именно с Нефёдова снимали мерки для изготовления скафандра.
Сергей Павлович вспоминает, что его буквально превратили в гипсовую статую, чтобы сделать точный слепок. Процедура долгая и изматывающая. Обмотали всего гипсом, и лицо в том числе. Поэтому гипсовом У слепку шили скафандр. В 1961 году Сергей Павлович участвовал в важнейших испытаниях. более 10 суток провел в барокамере. Все условия были максимально приближены к орбитальному полёту.
Естественно, испытания были строго засекречены, во-первых потому что официально эксперименты над людьми запрещены, а во вторых, нельзя было допустить, чтобы об этом узнали американцы.
Нефёдов рассказывает про то время, следующее :
после 12 апреля 1961 года: Гагарину было очень нелегко. Он прямо говорил: Мне хреново, Серега, что у меня теперь нет личной жизни. Поверь, это очень и очень тяжело. Однако при всей своей популярности Юрка оставался скромным и даже застенчивым парнем. Совсем другое мы увидели после полета Валентины Терешковой. Свозили ее туда и обратно, велели ничего руками не трогать. Зато с каким апломбом она вернулась из полета! Ходила, задрав голову, надменно поглядывала на еще не летавших членов отряда космонавтов, а нас вообще потребовала обращаться к ней только на вы. Вот тебе и простая ивановская ткачиха!
В общей сложности двенадцать испытателей подвергались огромным нагрузкам. Пятеро из них умерли, не перешагнув 40-летний рубеж. Испытание были действительно сложнейшими. Например, так называемые наземные космонавты Борис Улыбышев, Герман Манов и Андрей Башку провели целый год в полной изоляции в герметической камере площадью всего 12 квадратных метров. Виктор Лель и Михаил Новиков 72 часа пробыли в закупоренной капсуле в открытом море. Другим испытателем надо было продержаться на 40 градусном морозе максимально долгое время, до того момента, пока их ректальная температура не приблизится к 35 градусам. Из одежды - только легкий тренировочный костюм. В это сложно поверить, но двое испытателей выдержали 40 часов. Этот эксперимент помог в разработке многослойной спецодеждой для космонавтов. Такая одежда держала тепло до трех суток, что крайне необходимо в случае нештатного приземления.
Сергею Павловичу Нефёдову, пожалуй, достались самые сложные испытания. За их ходом следил лично Сергей Королёв и просил рассказывать свои ощущения Гарину. Однако мнения самого Нефедова учитывали далеко не всегда. Например, после очередного эксперимента, имитирующего приземления в спускаемом аппарате без скафандра, он понял, что космонавт без защиты в таких условиях просто погибнет. Свои опасения Нефёдов высказал Королеву, однако тот Киева словам не прислушался, заявив: Ребята у меня будут летать в галстуках. В итоге такая самоуверенность обернулась трагедией. Трое космонавтов - Волков, Пацаев и Добровольский погибли без скафандров во время возвращения на Землю в результате разгерметизации аппарата.
При подготовке к полету в космос важно было выяснить, какие максимальные нагрузки сможет выдержать человек. Этот предел человеческих возможностей определяли с помощью Нефедова. В барокамере под давлением, соответствующей высоте 5000 метров без кислорода его держали сначала полчаса, потом еще час, далее на семи тысячах без кислорода. это значение считается предельным для человека. В другом эксперименте Нефёдов находился в позе эмбриона, имитируя условия космического полета сначала пять суток, потом 15, затем целый месяц. На нём испытывали, сколько продержится человек в условиях вакуума при температуре минус 80 градусов 20 секунд. Сергею Павловичу удалось выдерживать 20 кратную перегрузку. Испытания не прошли бесследно для здоровья космонавта номер ноль. Все эти эксперименты привели к истощению и атрофии мышц. На теле появились язвы от датчиков, которые крепились к телу обычным клеем Без.
В 1984 году майор Нефёдов, Шесть Офицеров и два гражданских лица предстали перед судом по обвинению в хищении государственного имущества в особо крупных размерах и должностной он подлоге. Они обвинялись в присвоении различных материальных ценностей, поступавших войске части Ввс. Выяснилось, что подполковник Владимир Шамрай 6 лет закупал технику на государственные средства, но до советских самолетов она не доходила. Часть за купленных товаров он присваивал себе, остальное раздавал знакомым. Общий ущерб составил около 150 тысяч рублей. В итоге поставки не доходили до Института космической медицины и Звездного городка, оседали в той воинской части, где служил Нефёдов. Самому Нефёдову вменялись хищения на сумму свыше 14 000 рублей. Он признал себя виновным. Благодаря ходатайством о снисхождении, а также учитывая все заслуги Нефедова, которые за 17 лет работы испытателем неоднократно рисковал здоровьем, трибунал приговорил его к 4 годам лишения свободы.
При этом космонавт номер ноль был уволен в запас. В Сми часто ошибаются, приписывая Сергею Павловичу Нефёдову звание Героя России. Однако этим званием награжден его тезка и коллега - космонавт - испытатель Сергей Иванович Нефедов. После распада Советского Союза и снижение расходов на космонавтику космонавт номер ноль был вынужден работать грузчиком. По его словам, статуса испытателя юридически не имел, так как все эксперименты носили статус засекреченных.