Найти тему
686,7K подписчиков

Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона

227 прочитали

«Чудовищный эксперимент» — так потом назвали опыт, проведенный американским психологом Уэнделлом Джонсоном.

    Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона
Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона

Шестерым детям, которые приняли в нем участие, это исследование разрушило жизнь — а ведь они лишь несколько раз в месяц говорили с ассистенткой ученого.

Мальчик, который заикался

Уэнделл Джонсон поступил в Айовский университет, где находился самый известный центр исследований дефектов речи, не просто так — юноша мечтал спасти всех детей, которые заикались. У самого Уэнделла эта проблема появилась в пять лет, и с тех пор он постоянно сталкивался с насмешками.

В 30-х годах считалось, что проблемы с речью связаны либо с генетикой, либо с физиологическими особенностями человека. Джонсон был революционером — он полагал, что заикание — выученное поведение. У него были на то причины: сам Уэнделл стал заикаться, когда о «дефекте» ребенка начал твердить учитель.

Джонсон видел в своей теории выученного поведения надежду для всех, кто с трудом говорил: ведь если человека просто научили «глотать слова», то процесс можно обернуть вспять — это ведь не генетические особенности, которая даются раз и навсегда.

Чудовищный эксперимент Уэнделла Джонсона

Для эксперимента Джонсон выбрал 22 детей из приюта, 10 из которых заикались, 12 не имели никаких нарушений речи. Всех воспитанников разбили на две группы — в каждую входило пять заикающихся ребят и шесть «нормальных». С каждым ребенком ассистентка Джонсона Мэри Тюдор беседовала несколько раз в месяц в течение 45 минут: испытуемым сообщили, что девушка — логопед, которая будет учить их правильно говорить.

Детям из группы «А» Мэри твердила, что у них всё в порядке. Тем, кто заикался, она говорила, что это лишь временное явление, которое они перерастут, и хвалила за каждый успех, которого они добивались на занятии с «логопедом».

К тем, кто попал в группу «В», отношение было иное: Тюдор постоянно подчеркивала, что они неверно произносят слова, и обвиняла мальчиков и девочек в том, что те плохо стараются и сами не желают делать всё правильно.

Эксперимент длился около полугода, и результаты неприятно удивили Уэнделла: ни один ребенок из группы «А» не начал говорить лучше. А вот в группе «В» дети, которые до этого не имели никаких проблем с речью, превратились в заик с нервным тиком, которые боялись открыть рот в прямом смысле слова — например, двенадцатилетняя Мэри Корласке почти перестала общаться даже со своей лучшей подругой.

Спустя много лет уже выросшие испытуемые узнали, что на них ставили эксперимент. Шестеро обратились в суд за компенсацией и получили ее. Одна из женщин, Кэтрин Мичем, рассказала через адвоката, что всю жизнь после «занятий с логопедом» чувствовала себе уродом и до сих пор не говорит ни с кем, кроме членов своей семьи и нескольких знакомых из церкви.

Итоги исследования Уэнделла Джонсона до сих пор учитываются в разработке методик исправления дефектов речи. Однако знать об итогах эксперимента стоит не только ученым и медикам, но и всем нам — надо помнить, что постоянная критика скорее создаст проблемы, чем сделает ребенка лучше.