Найти в Дзене

«Долой стыд». СССР в 1920-е 18 плус

Оглавление

Сексуальная революция в России произошла сразу после октября 1917 года. Тогда зародилось общественное нудистское движение.

Члены нудистского движения демонстрировали свою наготу на центральных улицах крупных городов страны, в общественном транспорте и даже на массовых мероприятиях. Их целью было конкретное идеологическое послание: выступить против дореволюционных консервативных взглядов и гендерного неравенства. Об этом движении сохранилось очень мало информации, и, возможно, именно поэтому это явление не получило широкого освещения в истории мирового сексуального и нравственного воспитания.

Был ли сeкс в СССР?


Условия для возникновения такого движения существовали еще до революции. В императорской России существовало множество общественных заведений для интимного отдыха, массово издавалась эротическая литература и открытки. В начале XX века произошло своего рода моральное раскрепощение по сравнению с предыдущим пуританским веком, когда моральный этикет считался нормой и даже невинные изображения наготы могли вызвать бурную реакцию общества. Поэтому, когда большевики пришли к власти, их первой задачей было как можно быстрее отменить не только патриархальную церковную жизнь, но и буржуазную мораль. Например, злобная пресса 1917 года отражала подобные настроения в юмористических карикатурах: "Почему вы так одеты? Придут большевики и отнимут у вас все!

В начале 1920-х годов новое "голое" движение стало очень популярным. Антиконформисты того времени - футуристы, свободные художники, феминистки, радикальные еврейские интеллектуалы и писатели - стали популяризаторами этой социальной тенденции. Они были выразителями новой, неформальной идеологии. Молодая советская власть не только не препятствовала свободному творческому самовыражению, но делала все для собственной пропаганды и распространения нового, более открытого и беспрепятственного порядка. Ярчайшие таланты того времени - Михаил Булгаковский, Владимир Маяковский, Александр Родченко, Наталья Северцова-Габричевская, Ида Рубинштейн, Дзига Вертов и многие другие - каждый по-своему (литература, фотография, живопись, танец, кино) создавали новый образ гражданина передовой страны, который должен был стать примером для подражания всему миру и продемонстрировать преимущества коммунистического строя.

Ведущие идеологи страны - Троцкий и Ленин - осознали силу нового течения уже в 1911 году. Как писал Троцкий: "Подавление любви есть главное средство порабощения человека. Пока длятся репрессии, свобода исключена. Семья как институт устарела. Популярность публичного нудизма подогревается иностранными журналистами, которые стекаются в новую Россию, чтобы рассказать о ранее постыдных аспектах человеческого существования.

Долой общество стыда


К середине 1920-х годов советские нудисты были самыми многочисленными представителями на большинстве международных форумов. Даже в невинном тогда журнале "Мурзилка" на обложке красовались голые дети, рекламируя главный пионерский лагерь страны - "Артек". Злейшие враги большевиков, большевики, также косвенно пропагандировали необычное советское явление, опубликовав несколько сатирических плакатов такого рода: "Подъем мужской одежды в Совдиме", "В большевистском раю можно обнажиться с обложки коммунистической газеты".

Обложка журнала "Мурзилка"
Обложка журнала "Мурзилка"



В крупных городах начинают появляться общественные нудистские пляжи. Поначалу полицейские не знали, как поступать в неловких ситуациях, возникавших, когда группы обнаженных молодых людей внезапно появлялись в общественных местах, например, в трамвае. Пожилые люди реагировали с удивлением, а иногда и с яростью. Вот отрывок из мемуаров Михаила Булгакова 1924 года. Они сели в трамвай. Трамвай останавливается, и общественность возмущается.

В середине десятилетия группа Down Shame достигла пика своей славы. Демонстрации были частыми и очень многочисленными: в 1924 году в таком мероприятии приняли участие около 10 000 человек. До поры до времени власти терпели выходки участников, пока нарком здравоохранения Николай Семашко не дал официальное интервью республиканской газете, в котором заявил о недопустимости хождения голых людей по центральным улицам городов Советской Республики под предлогом революционных взглядов и посоветовал им хотя бы пойти на берег моря. Совет товарища комиссара был выполнен в точности, и следующая акция "долойстадовцев" состоялась в Севастополе.

Не стоит забывать и об одном из главных идеологов движения "Долой стыд" Карле Радеке, который вслед за австрийскими и немецкими художниками разделял взгляды "нудистов" (как тогда называли нудистов), выступавших за природный элемент в поддержании здорового образа жизни. Радек часто возглавлял колонны голых людей, в том числе на демонстрациях на Красной площади. Революционера активно поддерживает Александра Коллонтай. Мероприятия проходили под яркими и остроумными лозунгами: "Уничтожить чувство стыда! Посмотрите на нас, и вы увидите свободных мужчин и женщин, настоящих пролетариев, сбрасывающих оковы символов буржуазных предрассудков".

Движение, внезапно родившееся на заре революции, так же быстро угасло в конце 1920-х годов. На смену одной крайности пришла другая - социалистический пуританизм. Постепенно шумное и динамичное движение стало сходить с первых полос советских газет и догонять акции и уличные мероприятия. Смена курса правительства от новой экономической политики к милитаризованному промышленному большевизму привела к полной отмене "дуду". Это положило конец одной из самых радикальных инициатив того времени. Несколько десятков сохранившихся фотографий голых протестов были вывезены за границу или спрятаны в архивах секретных служб. Возможно, именно поэтому это необычное явление почти не осталось в культурной памяти России.