Конечно, я, черт возьми, устала. Просто невероятно устала. Вроде бы и нагрузку в школе снизила, и опыта стало больше, а работы как будто только прибавилось.
Давайте, я просто вам расскажу. Не в порядке нытья. А, может, и в порядке. Я ведь не могу влиять на ваше восприятие.
В школе у меня при 24 часах очень разнонаправленная нагрузка. Журналистский кружок, русский и литература в одном классе, кружки в первых классах, классное руководство. Тут есть и плюсы и минусы. Разный вид деятельности - разная подготовка. Совсем не та ситуация, когда готовишь один урок, а потом проводишь его в трёх классах одной параллели. С другой стороны, если взять кружок журналистики, то, честно говоря, никакой особенной подготовкой я и не занимаюсь. Я не вымучиваю презентации, не выдумываю мастер-классы, не готовлю конспекты. У меня есть задача - выпустить газету, и наша с детьми деятельность максимально приближена к работе обычной редакции: собираемся, обсуждаем, у кого, какие идеи, выбираем темы, думаем, как эти темы раскрыть, распределяем обязанности, ну и работаем. Рассказать что-то интересное по ходу дела, привести интересные примеры? Для всего этого мне не нужно специально что-то делать. Оно само.
Плюс этой работы, в том, что в нее никто не лезет. Никаких оценок и экзаменов. Минус - на мне лежит вся техническая часть, которая сжирает время. Я ненавижу вёрстку, но кроме меня некому этим заниматься. Мне только в этом году поставили программы на рабочий комп, только теперь я могу потихоньку учить этому детей, но пока они разберутся, проще самой.
Кружки в первых классах. Сочиняем истории, готовим сказки в картинках, между делом играем. Я там вроде аниматора. Подготовка к занятию занимает минут 10-15, не больше. Но сами занятия очень энергоёмкие. Да, вижу отдачу, вижу, что детям все безумно нравится, но выхожу я буквально выжатая как лимон. Уже в этом году хотела от этих часов отказаться. Уговорили оставить три часа, вместо шести в прошлом году. Подумала, с тремя будет легче. Нет. В группах стало больше детей. В первых классах нынче у нас по 38 человек. После занятий в больших группах нужно и больше времени на отдых и восстановление.
Уроки. Их немного. И опять же какой-то невероятной подготовкой не занимаюсь. Ну не надо мне штудировать каждый раз биографии писателей, заныривать в исторический контекст, только что-то освежить в памяти, уточнить. На это не требуется много времени. Произведения перечитываю, конечно, отмечаю важное. Танцы с бубнами на уроках не устраиваю. Я видела много открытых уроков, в которые педагоги вложили кучу времени - ни один из них мне не понравился. Все искусственно, картонно, какая-то сложность ради сложности, кроссворды, ребусы, головоломки, а на выходе пшик, мертвечина. На выходе "Кусака" Андреева превращается в "рассказ о братьях наших меньших" (а это о людях вообще-то!), "Повести Белкина" (литературная мистификация, пародия) становятся нравоучительной пыткой. Я так не хочу. Мне представляется, что лучше всего обычная беседа, живой спор.
Классное руководство - вот это пытка. Я считаю, что эту работу лучше выполнять педагогам, вообще не занятым уроками. Должны появится отдельные ставки. Поверьте, никто не берёт классное руководство из любви к искусству. И дело вовсе не в путинских пяти тысячах (да и не пять там). Классное руководство - это либо компромисс (в школах с более менее понимающей администрацией), либо тупо принуждение ("педагоги, не согласные взять классное руководство, нам не нужны").
Отчётность. Если делать все, что спускается, некогда будет работать. Я делаю минимум. Остальное саботирую. Уклоняюсь. Но это тоже требует определенных душевных ресурсов. От таких вещей портится настроение и аппетит. Плюс понимание того, что сколько не ссылайся на Кравцова, который ограничил отчётность педагогов четырьмя документами, все это до первой проверки, а там либо дисциплинарное взыскание, либо ещё что (не знаю и знать не хочу).
Коллектив. Мне в нем объективно непросто. Я не конфликтный человек. Я сама по себе. Но, кажется, в этом-то и проблема. И конфликты возникают. Причем, иногда я узнаю об этом задним числом. Какие-то обиды, какие-то жалобы директору. Вроде бы только плечами пожать. Но отвлекает.
Классы. Они переполнены. В моем 35 человек. Это много. Это больше времени на проверку тетрадей и контрольных. Это больше конфликтов между детьми. Это больше переписок с родителями. Это шум в классе и духота. А ещё проблема в том, что состав постоянно меняется. Кто-то уходит, кто-то приходит. Только кого-то наконец научил, а он переезжает в другой город. Зато новенькие приходят с четверками, пятерками и без знаний - прямо беда какая-то. Ощущение, что носишь воду в решете.
Переполненность школы - это проблема с кабинетами. Я провожу кружок то в рекреации, то в столовой, то на стадионе, то в парках. Часто мы собираемся в закутке, который играет у нас роль учительской. Там два стола и один компьютер.
Вебинары, курсы, комиссии по проверке всего и вся, конкурсы. Опять-таки уклоняюсь, как могу. В конкурсах участвую только в трёх в году. Выбрала наиболее интересные, от остальных отказываюсь. Три года была экспертом по проверке олимпиадных работ. Сначала было интересно посмотреть, как оно устроено, а потом наступила фрустрация - устроено все через то самое место. Вебинары игнорирую. От последних очных курсов переплевалась. Развели в образовании идиотский коучинг. Подхватят какую-нибудь полную глупость и давай ее везде пихать. Ах, метод пяти вопросов. "Диалоги Платона", блин, почитайте, герменевтов. Все уже придумано. Нет, надо извратить, испортить.
Как-то мимо меня проходят пока РДР, тестирования на все виды грамотности. Но есть ВПР, от них не отвертеться. Я имею в виду проведение и проверки. Что до подготовки, то настаскиванием не занимаюсь. Чем вызываю тревогу части родителей.
Родители. Они разные. Мы более менее сработались. Я принимаю их разность как данность, они вроде тоже поняли, что меня не изменить. Иногда, понятно, все равно что-то вспыхивает, искрит. Воспринимаю такое, как издержки профессии.
Но вот от всего этого в совокупности с каждым годом, месяцем, днём все тяжелее. А когда ещё в школах усиливают воспитательную работу, "патриотический элемент", пытаются ввести в образование политику, то как-то совсем становится душно.
И я все чаще задаю себе вопрос: а зачем все? Когда приходила в школу, была надежда, что я смогу все же принести какую-то пользу. А теперь понимаю: не могу. Все меньше условий для этого, все больше фрустрация. А быть выгоревшим учителем не хочу. Не честно это. И по отношению к детям, и по отношению к себе.
Деньги нужны, конечно. Но, как говорил один премьер-министр, "если хочется зарабатывать, есть много сфер, где это можно сделать быстрее и лучше". Школьная зарплата составляет меньше половины моих заработков (хотя именно на работу в школе тратится большая часть моего времени), но зарплата эта, однако, не лишняя. У меня много обязательных трат. Да, смотрю в сторону коммерческой сферы. Может, и репетиторство. Но не натаскивание на экзамены, не выполнение домашки с двоечниками. Думаю про подготовку к вузовским олимпиадам. Да, в этом ещё разбираться и разбираться. Но у дочери вот получилось, неужели я не смогу? Другой вопрос, насколько это востребовано. Посмотрим.