Найти тему

В джазе только... студенты!

Всего через 7 лет после создания РРТИ в нём по инициативе студентов и при поддержке руководства института был создан джазовый оркестр. Создан, как говорят, «с нуля», – не было ни инструментов, ни руководителя, ни тех, кто хоть как-то умел на них играть. А было страстное желание студента Бориса Мирецкого научиться играть на саксофоне после случайного прослушивания джазовой музыки с помощью приемника в передаче радио «Голос Америки» в предновогоднюю ночь 1957 года. Своим желанием он легко «заразил» группу друзей-студентов.

Джаз РРТИ в конце 1959 года
Джаз РРТИ в конце 1959 года

Саксофоны в то время купить в магазине было практически невозможно, но энтузиастов это не остановило, и они разузнали, что в Рязани на складе кинотеатра «Молодежный» «валяются» два заброшенных инструмента. Сумели легальным путем завладеть ими. Нашли и «сосватали» за скромную зарплату от профкома руководителя будущего оркестра – молодого солдатика военного оркестра, способного обучить игре на инструментах, подобрать репертуар и расписать ноты. Пригласили студентов, знакомых с нотной грамотой или умеющих играть на каких-либо инструментах.

Весь процесс становления оркестра интересно описан в небольшой книге Евгения Вишневского, выпускника факультета электроники 1959 года, которая еще не издана. В ней приведены следующие воспоминания Бориса Мирецкого.

«В сентябре 1957 года студенты РРТИ отправились в сёла на уборку урожая картошки и яблок. Отправились все, кроме нас, «джазменов», которых благодаря усилиям профкома и комитета комсомола, директор оставил в институте для репетиций. И мы целый месяц ежедневно, без праздников и выходных, по пять часов, с трёх до восьми репетировали! Это была чёрная, каторжная работа! А в октябре по традиции состоялся у нас знаменитый «Осенний бал», который обычно венчал в институте окончание студенческих сельхозработ: большой концерт самодеятельности в двух отделениях, а затем – танцы «до упаду». Первое отделение – самое обычное: стихи В. В. Маяковского о советском паспорте, хор, русский перепляс и всё такое прочее. Зато второе отделение – собственный джаз! Студенты просто ошалели от восторга – никогда ничего подобного в Рязани не было. Занавес открылся под звуки нашего фирменного марша, и публика впервые увидела нас на сцене. В первом ряду – скрипки, аккордеон, гитара; во втором – три саксофона (две альтушки и тенор), две трубы и тромбон; в третьем – балалаечный контрабас, пианино и набор ударных инструментов. А на новогоднем концерте у джаза было уже 10 номеров.

Саксофонная группа оркестра демонстрирует концертные костюмы на репетиции "Осеннего бала"
Саксофонная группа оркестра демонстрирует концертные костюмы на репетиции "Осеннего бала"

В 1958-ом году мы репетировали почти ежедневно! Нынешней молодежи, наверное, покажется невероятным, что за этот каторжный труд от нашего джаза мы ничего не имели. Абсолютно ни-че-го! Я уж не говорю о деньгах, вообще никаких выгод. Только радость приобщения к замечательному делу, объединявшему всех нас, удовольствие от настоящей музыки, ну и конечно, популярность. Особенно среди девушек».

Популярность оркестра возрастала, а вместе с тем значительно увеличивалось количество людей, желающих играть в джазе, поэтому приходилось проводить длительные конкурсные отборы. В конце 1960 года в составе оркестра уже было четыре саксофона, три трубы, два тромбона, кларнет, скрипичный контрабас фортепьяно и настоящая ударная установка. В таком составе оркестр поехал в Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС), успешно отыграл концерт и «сорвал громкие овации» студентов, будущих профессиональных артистов искусства. Предшествовал этому визит опереточного коллектива студентов ГИТИСа в наш институт.

Весной 1960 года оркестр значительно вырос: стабилизировался состав, повысилось мастерство музыкантов и им на деньги профкома даже сшили концертные костюмы. Джаз успешно выступил на большом концерте самодеятельности РРТИ в рязанском театре имени С. Есенина, зал которого вместимостью около тысячи человек, был заполнен «под завязку»!

Корреспондент «Радиста» встретился с участником событий тех далеких лет, саксофонистом Владимиром Александровичем Коротченко. Владимир Александрович – профессор кафедры «Электронные приборы» РГРТУ. Доктор технических наук, Почетный работник высшего образования РФ. Был деканом факультета и заведующим кафедрой. Мы попросили профессора рассказать о судьбах его друзей – музыкантов джазового оркестра.

Владимир Александрович Коротченко
Владимир Александрович Коротченко

«Жизнь отбирала работоспособных, дисциплинированных и ответственных участников оркестра, которые могли регулярно (2 - 3 раза в неделю) посещать репетиции и являться на многочисленные концерты (без опозданий). Видимо поэтому кандидатами наук впоследствии стали Борис Мирецкий (саксофон), Александр Бородянский (труба), Владимир Соловьев (тромбон), Василий Руденко (саксофон), Геннадий Масленников (тромбон). Много лет учили студентов нашего вуза доценты А. А. Бородянский и В. И. Соловьев.

Ну, а ведущий саксофонист первого состава джаза Эрнст Пантелеймонович Шеретов стал доктором технических наук, профессором РГРТУ, Заслуженным изобретателем и рационализатором РСФСР. Он был деканом факультета электроники и заведующим кафедрой физики, но главное, – под его руководством в стенах вуза был разработан и изготовлен масс-спектрометр, отправленный в 1985 году в космос и успешно отработавший в рамках международного проекта «Венера – комета Галея». Были созданы спектрометры для космической орбитальной станции «Мир» и для программ «Марс-96» и «Фобос-грунт». Есть основания полагать, что всему этому способствовало участие профессора в джазе в студенческие годы.».

Интересно, что недавно к юбилею В. А. Коротченко коллеги подарили ему небольшой саксофон (сопрано). Саксофонист иногда играет друзьям на нем песни, популярные в их молодые годы, а они с увлечением «отгадывают» названия по мелодиям.

Автор – Виктория Васина, гр. 125М