Найти в Дзене

Коварство пешеходной зоны на Никольской: слишком длинные гирлянды и нехватка туалетов

Туристический центр Москвы и хозяйственно-бытовые проблемы – вещи из разных миров? Конечно, нет! Для того, чтобы наш район девяти площадей мог жить своей жизнью, приходится прикладывать массу усилий. Как привезти продукты в кафе, как убрать снег, почему не задерживаются надолго некоторые арендаторы? О нашей повседневности рассказал Олег Кудряшов, начальник эксплуатационного участка. О вчерашнем дне Я работаю здесь с 1992 года, уже тогда не было жилых домов – все расселили. Что здесь творилось в 90-е, вспоминать можно долго – всё старое, всё гнилое, тараканы огромного размера бегали в подвалах… Иногда приходилось нырять в грязь по пояс. Например, в Богоявленском храме был склад ФСО – макулатура всякая. Ужасное было состояние! Опять же, отопление, канализация никакие. В 90-х годах начали вытаскивать, расчищать, реставрировать… Всё это у меня на глазах шло, я к этому храму прикипел душой. Всё наладилось. Самое показательное – Третьяковский проезд: там бизнесмены почти сразу заняли все пом

Туристический центр Москвы и хозяйственно-бытовые проблемы – вещи из разных миров? Конечно, нет! Для того, чтобы наш район девяти площадей мог жить своей жизнью, приходится прикладывать массу усилий. Как привезти продукты в кафе, как убрать снег, почему не задерживаются надолго некоторые арендаторы? О нашей повседневности рассказал Олег Кудряшов, начальник эксплуатационного участка.

О вчерашнем дне

Я работаю здесь с 1992 года, уже тогда не было жилых домов – все расселили. Что здесь творилось в 90-е, вспоминать можно долго – всё старое, всё гнилое, тараканы огромного размера бегали в подвалах… Иногда приходилось нырять в грязь по пояс. Например, в Богоявленском храме был склад ФСО – макулатура всякая. Ужасное было состояние! Опять же, отопление, канализация никакие. В 90-х годах начали вытаскивать, расчищать, реставрировать… Всё это у меня на глазах шло, я к этому храму прикипел душой.

Всё наладилось. Самое показательное – Третьяковский проезд: там бизнесмены почти сразу заняли все помещения, привели их в порядок, благоустроили. Потом город прокопал коллектор на Никольской, Ильинке и в окрестностях, стало лучше и с канализацией, и с отоплением. Мэр Юрий Лужков создал территорию с особым статусом «Китай-город»: в границах Китайгородской стены, и дальше по набережной к Кремлю. Об этих местах стали заботиться. Примерно тогда же и вернули исторические названия: улица 25 октября снова стала Никольской, улица Разина снова стала Варваркой и так далее. Конечно, мы привыкли к тем, советским названиям, но всё-таки мне нравится, что вернули настоящие.

О коварстве пешеходной зоны

Когда решили делать здесь плитку и пешеходную зону, мы сперва не очень радовались, но привыкли – это было уже в начале 2010-х годов. Всплыла существенная проблема: машинам сюда подъехать нельзя, значит, ни вывезти снег, ни подвезти товары в кафе. Представляете, как работают рестораторы? Машины с грузом останавливаются в Богоявленском переулке, и на тележках всё тащат к дверям кафе – хоть тяжелое вино, хоть молоко, что угодно… Приноровились, но это не очень удобно. То же самое – с вывозом снега. Приходится создавать большие кучи, а потом уже их оттаскивать их к самосвалам – иначе никак.

Всё объяснимо – от тяжелых машин появляются рытвины на плитке и асфальте, поэтому и запретили заезжать. Объяснимо, но неудобно. И, если уж придираться, то эти нарядные гирлянды на Никольской, на мой взгляд, длинноваты – могли быть короче.

-2

О нехватке туалетов

Во время Чемпионата мира в 2018 году всплыла проблема: у нас тут нет туалетов! Ну и, извините, все углы и все арки превратились в туалеты. Потом поставили будочки, но проблема ужа стала ясна. Единственный бесплатный туалет – в Большом Черкасском, 13. Мы вешали объявления, но кто обращает внимание? В ГУМе – за 200 рублей, а многие кафе закрывают туалеты для посторонних, пускают только клиентов. Да это и не только во время Чемпионата важно!

О кафе и ресторанах

Это загадка: почему так часто меняются арендаторы? Пандемия сыграла свою роль – два года вообще была пустая Никольская. Хотя проходимость – шикарная, туристы ходят ежедневно, но всё равно каждый раз видишь новые названия на вывесках. Например, дом №5 напротив ГУМа – много лет подряд было там кафе, но и оно прогорело. Да, другие пришли. Возможно, клиентов на самом деле не так много: люди знают, что это центр, что может быть дороговато. Туристы идут либо в «Вареничную», где подешевле, либо в «Столовую №57» на третьем этаже ГУМа – это очень разрекламированное заведение с советским колоритом. Лично мне нравится пицца с белыми грибами в Il Pizzaiolo.

-3

О сложностях работы

Увы, у нас большая текучка кадров среди дворников. Уходят по старости, кому-то просто надоедает, уезжают обратно к себе в деревню – у меня работало много парней из Рязани. Сейчас большинство – киргизы. Сложно, они по-русски плохо говорят, приходится искать переводчика. Есть и другая проблема – к сожалению, русские ребята не всегда могут наладить контакт с приезжими. Я пытаюсь сгладить, объяснить, но не всегда удаётся.

Другая проблема – взаимодействие с руководством. Здесь, где нет жилых домов, заниматься вопросами ЖКХ проще. Жители могут просто-напросто придираться, а здесь со всеми можно найти общий язык. Но всё равно есть правила: например, во время уборки нужно фиксировать, где, что и как. Нам легче – у нас тут куча режимных объектов, далеко не везде можно снимать. Всё равно не без трудностей. В прошлом году были огромные кучи снега, дети катались на картонках прямо здесь – здорово! Ну дети, ну катаются – и что? Но подняли шум, крик: как там можно, срочно убрать, огородить, закрыть, убрать!

Вообще я так скажу: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Наверное, у людей, которые ходят здесь, хороший уровень культуры. Так что нам и работать здесь не сложно.

О недопустимом

Очень тяжело смотреть на дельцов, которые предлагают фото с птицами – вот тут, около ГУМа! Пару лет назад наши дворники спасли сову, которая улетела от этих деятелей на крышу одного из домов на Никольской – зацепилась веревкой, вороны пытались ее заклевать, ребята чудом успели помочь. Отправили в орнитарий в Сокольниках, там она пришла в себя. В городе она бы не выжила, а отдавать обратно этим людям – недопустимо. Эти фотографии с животными вообще недопустимы, нужно с этим как-то бороться!

Беседовала Дарья ТЮКОВА.

Бываете на Никольской улице? Вам нравится там? Делитесь впечатлениями и читайте другие наши публикации, а также подписывайтесь на Telegram-канал нашего издания! Ждём всех!

Как выглядит современная москвичка, и почему она могла бы выглядеть лучше – объясняет дизайнер
Газета «Никольскiй Вѣстникъ» – голос девяти площадей Москвы4 февраля 2023
В каком храме на Новой площади действует проект «Давай повенчаемся» и принимают бесплатные записки о здравии воинов
Газета «Никольскiй Вѣстникъ» – голос девяти площадей Москвы28 января 2023