Найти в Дзене

«Маддалена» и «Испанский час»: ради чего стоит посетить Камерную сцену Большого театра?

Камерная сцена Большого театра (Никольская ул., 17 стр.1) — место легендарное. Почему сюда стоит заглянуть, даже если вы равнодушны к опере? Камерная сцена Большого театра до 2018 года была отдельной культурной институцией — Московским музыкальным театром имени Бориса Покровского. Примечательна эта площадка сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно в этом здании раньше располагался ресторан «Славянский базар», где в 1887 году Станиславский и Немирович-Данченко решили создать Московский Художественный театр. Во-вторых, Музыкальный театр Покровского был явлением для своего времени авангардным и экспериментальным. Появился он в 1972 году, когда успешного режиссера Бориса Покровского пригласили помочь реформировать один оперный коллектив. В итоге в Москве появилась первая (и долгие годы) единственная площадка, где открывали новые имена и сдували пыль с раритетов. По сути — настоящая экспериментальная оперная лаборатория. Кто такой Борис Покровский? Ученик Мейерхольда и Елены Гнесиной

Камерная сцена Большого театра (Никольская ул., 17 стр.1) — место легендарное. Почему сюда стоит заглянуть, даже если вы равнодушны к опере? Камерная сцена Большого театра до 2018 года была отдельной культурной институцией — Московским музыкальным театром имени Бориса Покровского. Примечательна эта площадка сразу по нескольким причинам.

Во-первых, именно в этом здании раньше располагался ресторан «Славянский базар», где в 1887 году Станиславский и Немирович-Данченко решили создать Московский Художественный театр.

Во-вторых, Музыкальный театр Покровского был явлением для своего времени авангардным и экспериментальным. Появился он в 1972 году, когда успешного режиссера Бориса Покровского пригласили помочь реформировать один оперный коллектив. В итоге в Москве появилась первая (и долгие годы) единственная площадка, где открывали новые имена и сдували пыль с раритетов. По сути — настоящая экспериментальная оперная лаборатория.

Кто такой Борис Покровский?

Ученик Мейерхольда и Елены Гнесиной, однокурсник Товстоногова и друг Шостаковича, первый постановщик всех опер Прокофьева пришел в Большой в 1943 году, а в 1952 стал его главным режиссером. С Большим театром Покровский сотрудничал до 1982, поставив больше 40 работ.

Но вот в 1972 году Покровского просят помочь, он соглашается и начинается история нового театра. Вот что об этом пишет сам Покровский в книге: «Моя жизнь — сцена»:

«Помочь театру я мог только тем, что поставил им спектакль. После неизбежного отсеивания осталась маленькая горстка людей, которые никак не могли быть театром, но лишь камерным ансамблем. Одновременно появилась маленькая опера молодого тогда композитора Родиона Щедрина «Не только любовь», которая очаровывала уже в партитуре... и мы отрепетировали этот маленький шедевр камерным ансамблем. Спектакль сыграли на сцене Драматического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича- Данченко. Был успех... — так в 1972 году родился Московский камерный музыкальный театр»

Через два года, в 1974 театр благодаря поддержке композиторов Тихона Хренникова и Дмитрия Шостаковича театр обрел дом в подвальном помещении на Соколе. В тот же год в новом театре прошла премьера оперы Шостаковича «Нос». Она стала визитной карточкой театра, была сыграна больше трех сотен раз и прожила на сцене Камерного 40 лет.

Театр жил на «Соколе» 1997 года, а после — переехал на Никольскую.

В Камерном впервые прозвучали «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Титий безупречный» Маноцкова.

После смерти Покровского в 2009 году театр стал переживать непростой период, и в 2018 году его решили присоединить к Большому. Зрители протестовали и скупали все билеты.

Впрочем, в театральной среде говорили и о том, что площадка ждала перемен – по мнению экспертов, чего-то не хватало театру для того, чтобы по-настоящему раскрутиться, в хорошем смысле стать модным.

В наступающем марте внимания заслуживают «Маддалена» и «Испанский час» (реж. Владислав Наставшевс). Объединённые в один вечер две оперы Сергея Прокофьева и Мориса Равеля изучают тему культа женщины с разных сторон и составляют любопытный дуэт совершенно разных подходов к музыке эпохи модерна.

  • 16, 17, 18 марта – в 19:00
  • 19 марта – в 14:00

Рижский режиссер, художник и композитор, известный по работам в «Гоголь-центре» и своим музыкальным перформансами, а меломаны наверняка помнят альбом Наставшевса в соавторстве с композитором Иваном Лубенниковым «Опять нам будет сладко» — синтепоп на стихи русских поэтов ХХ века, от Мандельштама и Есенина до Тарковского и Бродского.

Дебют Наставшевса на Камерной сцене, «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, собрал сразу семь номинаций на «Золотую Маску».

Подготовила Елена ФРИБУРГ.

Бывали в этом театре? Что смотрели, что рекомендуете? Делитесь воспоминаниями в комментариях и присоединяйтесь к нам здесь и в нашем Telegram-канале — мы создаем локальное сообщество.

Универмагъ – домъ родной: ГУМ коммунальныхъ квартиръ
Газета «Никольскiй Вѣстникъ» – голос девяти площадей Москвы30 января 2023