Недавняя законодательная коллизия, остановившая железнодорожный транзит пиломатериалов через Казахстан в Азию, всё ещё оказывает негативное влияние на деятельность российских перевозчиков и лесопромышленников. В то время, как поезда оказались под запретом, автомобильный транзит, напротив, разрешён.
В Евразийском союзе участников железнодорожных перевозок пояснили, что контейнерные операторы массово столкнулись с запретом на вывоз лесоматериалов контейнерными поездами через пункты пропуска на границе с Казахстаном. На таможне при отказе в пропуске ссылаются на постановление №521, в котором определены пропускные пункты для вывоза из России отдельных товаров. До лета 2022 года данное постановление на грузы, вывозимые в Казахстан и Республику Беларусь, не распространялось. В ноябре правительство приняло очередной пакет поправок, которые разрешили вывоз лесных грузов по железной дороге в ЕАЭС, однако вопрос транзита поднят не был, и уже в декабре поезда с пиломатериалами, направляющимися в Китай и другие страны, стали останавливать.
Следующие поправки ситуацию лишь ухудшили: с 31 января текущего года железнодорожный транзит через ЕАЭС вовсе прекратился. На сегодняшний день лесные грузы можно вывозить из России за пределы таможенной территории ЕАЭС только через Забайкальск и Гродеково (напрямую в Китай) или через Наушки транзитом через Монголию.
Как отмечает «Коммерсантъ», перевозчики данной ситуацией серьёзно обеспокоены. По их мнению, путаница в транзитных схемах может привести к тому, что лесные грузы в большом объёме двинутся через пункты пропуска на границе России и Китая, а они, как известно, уже серьёзно перегружены.
«Экспортеры будут наращивать объёмы перевозок в дружественные страны, то есть массово поедут на восток. В этой связи бизнес опасается, что образуется дополнительная нагрузка на пункты пропуска Забайкальск, Гродеково и Наушки, перерабатывающая способность которых и так находится на критическом пределе. Поэтому сейчас важно получить от регуляторов однозначный ответ, возможен ли транзит российских пиломатериалов через Казахстан», — прокомментировала ситуацию заместитель исполнительного директора ЕСП Татьяна Максимова.
ОАО «РЖД» обратилось за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, от которых последовал ответ, что правительство работает над тем, чтобы спорную ситуацию разрешить. К слову, и от самого «РЖД» производители чёткой официальной позиции по поводу транзита через Казахстан добиться не могут.
Проблема заключается ещё и в том, что разные ведомства по-своему трактуют положения проблемного постановления, а это значительно тормозит транзит и ведёт к возникновению коллапса с отправками лесных грузов по железной дороге.
Читайте также:
🌲 Крупным планом: репортажи редакции «Лесного комплекса» с отраслевых мероприятий и производственных площадок
🌲 В центре внимания: самые горячие и обсуждаемые темы и вопросы лесной отрасли
🌲 Взгляд изнутри: независимые мнения экспертов и специалистов ЛПК