Крупная сибирская торговая есть «Слата», входящая в состав группы Х5, рассказала, что влияет на стоимость товаров для потребителей, и что повлияет на увеличение цен на продукты в 2023 году. Одним из проблемных факторов названа высокая урожайность в прошлом году.
Специалисты коммерческого департамента торговой сети «Слата» Сергей Дорохов и Андрей Зудов рассказали, от чего зависит стоимость товаров на полках магазинов, и какую роль в этом играют сами ритейлеры.
По словам специалистов, ассортимент в магазинах формируется исходя из покупательской миссии. К примеру, в «Слате» должно в среднем иметься до семи предложений на один запрос покупателей. Тем самым корзина того или иного продукта состоит из предложений разных ценовых категорий.
Ритейлер влияет напрямую на закуп товара — сеть может впрок увеличить объем товаров от поставщиков по старым ценам. Однако важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимого объема у поставщика может не быть. Во-вторых, скоропортящиеся товары с ограниченным сроком годности тоже не позволяют этого сделать. В-третьих, на складах просто может не быть места под увеличенный объем. Важно подчеркнуть, что в договорах с поставщиками зафиксировано ограничение на повышение. Во всех случаях повышения закупочных цен сеть старается максимально долго сохранить текущую цену для поддержки спроса.
Также ритейлеры активно занимаются ротацией в категориях небрендозависимых товаров, так как покупатель все больше ориентируется на товар, а не на марку и производителя. Приверженность потребителей, по словам торговой сети, к скидкам и акциям также увеличилась.
«В конце 2022 года мы отмечали, что есть ряд категорий товаров, продажи которых по регулярным ценам сократилось практически до нуля. К примеру, наибольшую динамику ценового роста показали кондитерские изделия, в среднем на +20%. В результате покупатели стали еще больше приобретать их в промо и, как ответ от «Слаты», — доля промо в плиточном шоколаде более 90%. Или категория «Чай и кофе». Как и какао-бобы, это биржевое сырье для производства, которое существенно подорожало, что привело к росту промо до 100%. Так, доля промо на кофе была 50-60% в прошлом году, а в этом 96%, на чай была 50%, а сейчас 98%», — рассказали эксперты. Их слова приводит пресс-служба компании.
Структура стоимости собственного импорта товара складывается из таможенной стоимости: сама стоимость товара, логистика, таможенные пошлины и налоги. Также немаловажную роль играет валютный курс — от него наблюдается самая большая зависимость. В 2023 году, по прогнозам «Слаты», участники рынка столкнутся с проблемами в международных логистических цепочках и способах расчета за товар.
В торговой сети предполагают, что 2023 год должен быть весьма стабильным, но рост цен продолжится на уровне инфляции. Большую роль сыграют валютные колебания и урожайность овощей и фруктов. Значительный урожай в 2022 году может сыграть негативную роль в 2023 году — не факт, что удастся сохранить тот же уровень цен. Введение государственных маркировок для прозрачности производства и поставок также может повысить добавленную стоимость на итоговый товар.
Ранее о механизме сдерживания цен на продукты в интервью «Континенту Сибирь» рассказывал директор торговой сети «Лама» Владимир Емельяненко. По его словам, именно благодаря усилиям ритейлеров удалось избежать значительного роста цен на продукты. Томская ГК «Лама» вышла в Новосибирскую область с магазинами SPAR, «Хороший выбор» и «Первоцен» в разгар пандемии.
Напомним, что в декабре 2022 года стало известно о том, что СЕО сети «Слата» Ярослав Шиллер возглавил ООО «Икс5-Восточная Сибирь», под управлением которого также находится крупный красноярский ритейлер «Красный Яр».
Подписывайтесь на Telegram-канал по ритейлу в Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.