«Разговоры про город» — новый проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.
Статьи в Telegram-канале задумывались,как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных кгороду людей. Формат — интервью.
«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.
Новое интервью автор посвятила анонимному персонажу вОренбурге. Он называет себя «Желтый Кубик» и создает пиксельный стрит-арт наулицах города под слоганом «Плиточка к плиточке и плиточкой погоняет». Уперсонажа собственный Telegram-канал,где уже есть свои почитатели. Его работы узнаваемы и своего рода уникальны. Онивсегда на злобу дня и несут смысловой подтекст.
Твой Оренбург, он какой?
Больше старый Оренбург. Если ограничить улицами, то это — 8марта, Постникова, Чичерина, обратно — по набережной. Несколько лет обитал вэтой местности по работе, много исходил и проникся. Там чувствуется душа,конечно, потрёпанная немножко, но чувствуется. Хотя в «мёртвом городе» сейчастоже неплохо, много молодежи гуляет, как раньше на Советской. Сейчас старомуцентру не хватает движухи, он больше увядающий.
То есть нужны какие-то точки притяжения?
Раньше перед новым годом были пробки в центре. А сейчас всеедут в Гулливер, Север, Армаду. Если раньше люди вечером гуляли в центре, тосейчас кто-то гуляет в «мёртвом городе», потому что там всё есть.
Мне кажется, что никто не гуляет в «мертвом городе»!
Не знаю, мне так показалось по атмосфере — жизнь кипит.Этого сейчас не хватает в центре и если это всё вернуть, движуху. Не простовниз вверх ходить, а эту жизнь вернуть, то он и сам заживёт. Хотя вот сейчасфонари, тротуары сделали, стало приятнее гулять по 8 марта, по Володарского. НаКобозева отреставрировали классное место — бывшие склады Путиловых иЗарывновых. Там первые этажи идеально под ряд кафешек, можно сделать что-топодобное уфимскому Арт-квадрату. Дворики у нас хорошие, красивые, но туда некаждый захочет пойти, потому что это чья-то частная жизнь, есть же Советская,многие с неё не сворачивают. А зря.
Если туда все начнут ходить, то уже вся атмосфера потеряется?
Может и так. Атмосфера как с картины 19 века, где кто-тосидит в своем домашнем платье и ты заходишь, тебе бывают рады, а бывают пошлют.Уйдет наверное, баланс же нужен. Но если там не будет жизни, то всё это будеткак квартира без хозяев, всё разрушится. Местные жители тоже по-разномуотносятся, кому-то нравится, что они здесь живут, а кто-то считает, что этокара небесная и когда уже всех переселят.
У тебя есть любимые маршруты?
Один вариант уйти в стороны переулков — Ивановского, Диспансерного,где одноэтажные домики, где-то порушенные, где-то целые. На Кобозева, в районескладов Путиловых-Зарывновых. Можно уйти мимо Кирова ближе к Краснознаменной.Если брать Орджоникидзе, там тоже бывает интересно. Дальше 8 марта обычно неухожу. Там уже многоэтажки, не так интересно. Хотя вот недавно пошёл от МаршалаЖукова в сторону телевышки, там хорошие дворики, обжитые, чем-то напоминаетазиатские города.
Когда есть некоторая насмотренность, то ты находишь красивое в любом месте.
Есть такое, ты уже понимаешь, что смотреть, куда идти. Еслиты видишь дворик, куда захотелось зайти — надо идти. Как в фотографии, если тывидишь кадр, надо делать его сейчас. Возможно, ты сюда не вернешься, будетдругой свет, цвет.
Для тебя город про взаимодействие?
Я к этому пришел. Даже если ты смотришь на архитектуру.Стоит столик, за которым в домино играют. Или кто-то своими руками сделалукрашение для клумбы — может, несовременно, но с душой. Дети мелом на асфальтеили плитке рисуют классики — через несколько дней сотрется, но это тожежизнь.
То есть важен характер обжитости места? Получается, что люди своим бытом меняют пространство?
Они меняют отношение к пространству. Ты чувствуешь теплоту,которая возникает. Чаще всего, когда люди живут где-то, в этом месте возникаетмного несовершенств — сушилка для белья, вещи висят, сушатся. Несовершенство.Но если это всё убрать, оставить чистым, пропадёт это ощущение жизни. В этомвся суть.
Мне нравится эта ущербность. Если бы оно было всё зализано, пропал бы весь шарм.
Здесь опять хочется провести параллель с фотографией. Людейцепляют не зализанные открыточные виды города, а фотографии с историей. Когда ябыл в Петербург на Невском меня зацепило ощущение толпы, когда она не утягиваеттебя куда-то вперед, а ты идешь расслабленно, люди идут рядом, разговаривают,смеются, кто-то серьезный по работе разговаривает. И ты не просто смотришь наздания вокруг, а наслаждаешься атмосферой — это всё вместе.
Оренбургу не хватает жизни?
В центре — не хватает. Она последний год — два начинаетвозрождаться: через дворики музеев и кафе, ночи музеев, через музыкантов на улице.Это если про людей. А если про здания: старый город становится как беззубаячелюсть человека. Сколько наш старый город рушится и рушат. Поначалу оченьсильно переживал, сейчас также переживаю, но пытаюсь успокоить себя. Я понялдля себя, что Оренбургу не хватает любви.
Государственной или общественной?
Наверное, и той, и другой. Её нет и у местных чиновников,которые были при власти, и у неместных чиновников. Да и у нас тоже, у самихгорожан, её тоже нет. Это не требует каких-то сверхусилий. Если говорить проновые вещи, то вот восточная часть набережной, неплохо сделали, а вот то чтосделали между ней и пешеходным мостом… Перила, вдоль тротуара, если прямо поним глянуть, они все ходуном ходят. Ты купил металл, нужно просто выставить по уровнюстолбы, сварить их правильно. Но так не сделала ни тот, кто варил, ни тот ктопринимал. Хотя это в общем-то нетрудно — сделать хорошо, как для себя. Видно,как то, что сделали 2-3 года назад, и сделали неплохо — как за этим неухаживают, не ремонтируют, не меняют. Батуты и фонтанчики с питьевой водой наНабережной, газон (а точнее, сорняк) в парке Железнодорожников, высохшиемолодые деревья вдоль Володарского у Дома Советов и не только. Сейчаспослушаешь меня, и скажешь, что “негативлю”. Но я это оттого говорю, что такиев целом хорошие вещи не доводят до ума. Хотя нужно совсем немного сил.
Жёлтый Кубик, Свободная касса, ул. Пролетарская, 45
Тебе не кажется, что стало больше людей, которым не всё равно?
Больше. И важно, что эти люди не пенсионного возраста.Почему ширится? Может соцсети доносят до людей, экскурсоводы оказывают большоевлияние — отношение меняется. Лебедев и Варламов уже сколько лет назадопубликовали свои посты, а их до сих пор крутят в подборке.
Давай поговорим о твоих работах.
Мне кажется, когда есть точки зацепок, притяжение, типа этихжелтых ног, аудиокассет, мозаики из плиточек — это, во-первых, диалог сгородом, а во-вторых, возможность походить по новым местам, чтобы это увидеть.То есть, ты должен с Советской свернуть и пойти дальше. Недавно человек вкомментариях писал, что у него был день рождения и он сделал себе подарок —устроил квест по всем мозаикам Жёлтого Кубика. То есть человек прошёл по всемточкам, но он увидел не только их, он увидел сам город. Потом он приведёткого-то другого, покажет город ему. Появляются точки, где можно что-топосмотреть —это важно. И ты будешь по-другому осмысливать город.
Мозаика с Йодой и троллейбусом тоже живёт своей жизнью. Современем часть ее оторвали, а потом троллейбус вернулся и я удивляюсь тому, каклюди радуются в комментариях. Хотя они ведь уже видели, для них в этомвизуально нет ничего нового. А ещё, если про любовь и про неочевидные места, топриходите на улицу Народную, 23. Там на большом розовом квадрате, что ЖКХнарисовал поверх граффити с сердцем, теперь народная любовь. Поэтому приходитена улицу Народная. Ты была на улице Народной, 23?
Это где?
Кубик: Ну вот видишь! Это улица параллельная Пролетарской,примерно на одной линии с жилым комплексом Берёзки, рядом железнодорожнаябольница.
Как ты выбираешь тему?
Что-то полностью сам. Но во многих идеях у меня естьпомощники. Так, например, появился “скелетик” Санс из Undertale. Я в эту игруне играл, но мой младший помощник предложил сделать этого чувачка. Простосделать его как-то грустно, а тут вроде как Новый год скоро, нарядил его вкрасный колпак, поставил рядом украшенную ёлку. Почитал про него, оказалось,что он довольно интересный персонаж. Он изначально помогает игроку вовремя игры, но до определенной развилки. Если ты выбираешь один путь и начинаешьубивать всех подряд монстров, его сородичей, то он перестает тебе помогать и тывстретишься с ним в финальной битве в конце игры. А если игрок выбрал мирныйпуть — Санс останется другом навсегда. Это про выбор.
У меня есть свои герои. Винни-Пуха я знаю, у меня есть своёотношение к нему, у тебя есть отношение. Он хорошо вписался в место. Это третьяпо счёту работа, получилась знаковая.
Первая была с ангелом?
Кубик: Нет, это был маленький бульдожка, его отцарапали уже.
Ты ночью это делаешь?
Последние работы делаю в зависимости от температуры, нужночтобы было ноль-плюс один. Иначе не приклеится. Поэтому зачастую днём. Когдабыло лето-начало осени, но чаще рано утром.
Ты говорил, что в городе последние год-два что-то начало меняться. Что ты имеешь ввиду?
Сейчас какая-то движуха пошла, это хорошо. Наверное, будетчто-то новое возникать. Главное, чтобы это не было тэгами, пускай это будетдаже ДЕД, но на профлистах, которые потом уберут. Сложно, но можно понять.Главное, чтобы не теги на всех зданиях бездумно. Я понимаю, что это из разряда“я здесь был”, ну ты тогда будь здесь как-то поинтереснее. Как с ногой. Вотнога есть, ты здесь был.
Стикеры интересные бывают, стал обращать внимание послетвоей лекции. Как-то шел по Кирова, на пересечении с Советской, и парень сдевушкой стоят возле водосточной трубы. Смотрю, он достал стикер, приклеил его,пообнимались для маскировки, дальше пошли. Если бы я не был заточен глазом,может быть и внимание не обратил.
Вы сейчас проводите выставки-маркеты, Лена Рюмшина с еёпроектом про художников, работами в Camon Cafe — всё это имеет большоезначение. Это альтернатива музею, ведь не каждый придёт в музей, надо одетьсясоответствующе, бабульки шикать на тебя будут. Конечно, это стереотипы, нотакое есть в головах у людей, и в моей голове в том числе.
Что-нибудь еще хочешь сказать про Жёлтого Кубика?
Пишите комментариипро плиточки. Во-первых, это приятно 🙂 Но это не главное — часто вкомментариях нахожу новые идеи. А еще — понимаю, что всё не зря и что многихлюдей мозаики не просто волнуют, но сами горожане наполняют их смыслом иразвивают в совершенно классные штуки. Это здорово.
Текст: Эльвира Карпова
Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.