Я стал обладателем интересной книги под длинным названием «Записки из чемодана. Тайные дневники первого председателя КГБ, найденные через 25 лет после его смерти» (М.: 2023, тираж 1000 экземпляров). Первый выход этой книги в 2016 г. вызвал определенный шум в исторических кругах. И действительно, история обнаружения дневников Ивана Александровича Серова кажется весьма загадочной.
Внучка генерала Вера Серова затеяла ремонт на даче в Архангельском, ранее принадлежащей ее деду. Гастарбайтеры, ломая стену гаража, обнаружили тайник и в нем два старых чемодана. К их большому разочарованию в чемоданах оказалось не золото и бриллианты, а тетради, блокноты и пачки отпечатанных на машинке листов. Почти полгода внучка сканировала архив деда, затем к этой работе подключился журналист и депутат Госдумы РФ А. Е. Хинштейн, который занимался редактированием, подготовкой комментариев и написал предисловие. В итоге через 26 лет после смерти Серова его мемуары вышли в свет.
Одни историки посчитали дневники генерала Серова талантливой мистификацией, и дело даже дошло до суда. Другие признавали их подлинность, но не исключали более поздних подчисток текста. Выйди эта книга в начале перестройки, она, несомненно, была бы сенсацией. Но и сейчас, благодаря множеству интересных фактов, которых невозможно выдумать, она представляет большой интерес. Да и сама биография генерала Серова, волею судьбы вознесенного в верхние эшелоны власти и сумевшего там надолго задержаться, читается как увлекательная книга.
Родился Иван Александрович Серов в августе 1905 г. в деревне Афимское Кадниковского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Окончил начальную сельскую школу, в 1922 г. стал бойцом роты ЧОН при Кадниковском укоме РКП (б). К тому времени его мать умерла от тифа. Отец работал сторожем, и Иван начал самостоятельную жизнь.
В 1923 г. Серов вступает в комсомол и оканчивает уездную школу 2-й ступени. Способного юношу назначают заведующим избой-читальней, а затем секретарем сельсовета. В январе 1925 г. 19-летний Иван Серов становится членом партии большевиков. А уже летом этого же года его направляют в Ленинградскую пехотную школу им. тов. Склянского.
Учиться было трудно, да и время было нелегкое. Но крестьянский парень Серов не упустил свой шанс подняться по социальной лестнице. Он стал секретарем политячейки роты и окончил курс четвертым по успеваемости из 180 курсантов. Местом дальнейшей службы Иван Александрович выбрал Северо-Кавказский военный округ и в сентябре 1928 г. получил назначение командиром взвода 66-го стрелкового полка.
В 1931 г., после окончания Артиллерийских курсов усовершенствования командного состава, Серов становится командиром топографической батареи. В конце декабря 1933 г. Ивана Александровича перевели на Украину помощником начальника штаба артполка, но уже 17 февраля 1934 г. он был зачислен слушателем Военно-инженерной академии РККА. В январе 1936 г. Серова направляют для дальнейшей учебы в Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе. Он попал на спецфакультет, где, по его словам, пришлось «с большим трудом учить японский язык…». Но японский язык молодому командиру не пригодился. В конце января 1939 г. выпускные курсы нескольких академий выпустили досрочно и отправили в распоряжение наркома внутренних дел СССР.
«Железный нарком» Ежов в ноябре 1938 г. был смещен с поста руководителя НКВД и переведен на должность наркома водного транспорта СССР. Он еще не был арестован, но чистка органов от его людей уже шла. На Лубянке воцарился новый шеф тайной полиции - Лаврентий Берия, который привез с собой с Кавказа верных сотрудников. Приезжие заняли ключевые должности в НКВД, но все равно надежных людей не хватало. Тогда в распоряжение наркома отправили несколько сот выпускников академий и еще 14506 человек будут направлены на работу в НКВД.
Выпускника академии Ивана Серова ожидала должность начальника особого отдела Киевского военного округа, но неожиданно его вызвал Берия и сообщил 34-летнему майору РККА о новом назначении. Решением Политбюро ЦК ВКП (б) Иван Александрович Серов 9 февраля 1939 г. назначался заместителем начальника Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. Уходить из армии в милицию Серову очень не хотелось. Он писал, что «будучи военным, я считал себя более достойным, чем милицейский чин». Но против решения Политбюро за подписью Сталина не пойдешь.
Советскую милицию тогда возглавлял комдив В. В. Чернышев, выходец из пограничных войск. Он стал заместителем наркома и начальником ГУРКМ в 1937 г. Кажется, это единственный заместитель Ежова, избежавший репрессий.
За Серовым закрепили представительский «ЗИС – 101» и присвоили ему звание майора ГБ, что условно соответствовало армейскому званию «комбриг». Но не успел Иван Александрович привыкнуть к новому званию и кабинету, как через 9 дней, 18 февраля, он становится начальником Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. Его предшественник Чернышев возглавил ГУЛАГ. Майором госбезопасности Серов проходил недолго. Через полтора месяца он получил еще один ромб в петлицу и звание старший майор ГБ, что соответствовало званию «комдив».
Серов только-только стал постигать азы милицейской работы, как 29 июля 1939 г. он был назначен начальником секретно-политического отдела Главного управления госбезопасности НКВД СССР и одновременно заместителем начальника ГУГБ, который возглавлял соратник Берии В. Н. Меркулов. А уже 2 сентября 1939 г. А. И. Серов получил новое назначение — наркомом внутренних дел Украинской ССР. И, конечно, «заслужил» третий ромб в петлицы, став комиссаром госбезопасности 3 ранга, что условно соответствовало званию «комкор».
Головокружительная карьера! Ведь немногим больше чем за полгода Серов успел сменить три важнейших должности союзного значения и дойти от майора РККА до комиссара госбезопасности 3-го ранга.
35-летний Серов стал наркомом внутренних дел в 40-миллионной республике, где 1-м секретарем ЦК КП (б) Украины был Н. С. Хрущев.
Хозяйство Ивану Александровичу досталось огромное: 14 крупных областей, Молдавская автономная область, десятки полков НКВД, пограничные отряды, особые отделы, войска по охране железных дорог, отделы милиции, лагеря и прочее. К тому же 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а 17 сентября части РККА вошли на польскую территорию. Четыре бывших польских воеводства были превращены в шесть областей в составе Украинской ССР. Молодому наркому предстояло заниматься зачисткой «освобожденных» территорий. До 15 апреля 1940 г. предстояло вывезти в районы Казахской ССР сроком на 10 лет всех членов семей ранее арестованных польских офицеров, тюремщиков, жандармов, помещиков, фабрикантов и чиновников. Серов отлично справился с заданием партии и правительства и 26 апреля 1940 г. получил свою первую награду – орден Ленина, а вскоре был избран членом Политбюро ЦК КП (б) Украины.
Новый 1941 год начинается для Ивана Александровича замечательно. В январе он становится депутатом Верховного Совета СССР, в феврале – кандидатом в члены ЦК ВКП (б). Тогда же товарищ Сталин разделил НКВД на два наркомата: собственно НКВД и Наркомат государственной госбезопасности (НКГБ). Во главе НКГБ стал В. Н. Меркулов, а Берия остался наркомом внутренних дел. Серова отозвали из Украины и назначили первым заместителем наркома государственной безопасности.
В мае 1941 г. комиссар госбезопасности Серов направлен в Прибалтику проводить в жизнь совместное постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР «О мероприятиях по очистке Литовской, Латвийской и Эстонской ССР от антисоветского, уголовного и социально опасного элемента».
С началом Великой Отечественной войны И. А. Серов назначен ответственным за охрану тылов Красной Армии. 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД вновь сливают в единый наркомат под руководством Берии. Серов остается его заместителем, и одновременно в августе его назначают членом Военного совета ВВС РККА. Сталин любил неожиданные решения. Как вспоминал Серов: «Бывая у Сталина, я всегда был начеку, так как не раз замечал, что придешь к нему по одному вопросу, а разговор сразу может переключиться на другую тему, порой и не совсем знакомую тебе».
Действительно, в годы войны Серову приходилось заниматься многим. В августе-сентябре 1941 года он руководит выселением немцев Поволжья. Серов пишет, что «в течение 2 дней мы вывезли 470 тысяч немцев Поволжья». А богатые районы бывшей автономной республики немцев Серов лично поделил между Саратовской и Сталинградской областями.
Иван Александрович летит в осажденный Ленинград, затем направлен в Донбасс для подготовки к взрыву угольных шахт. По возращении в Москву он получает новое задание. В случае сдачи столицы Иван Александрович должен был остаться в городе для уничтожения важнейших объектов.
С весны 1942 г. Серов все время проводит в командировках. Сначала он находится на Крымском фронте, затем летит в Архангельск расследовать причины гибели каравана союзников, потом в осажденный Сталинград. С августа по декабрь участвует в обороне Кавказа, где был контужен и награжден орденом Ленина. В феврале 1943 г. Серову присваивают звание комиссара госбезопасности 2-го ранга. Заместитель наркома почти не бывает в Москве, постоянно выполняя разные поручения Сталина. То он в Сталинграде, где организовывает лагеря для немецких военнопленных, то в Сибири проверяет авиационную трассу «АлСиб». В августе 1943 г. Серов обеспечивает секретную поездку Сталина на Калининский фронт, за что был награжден орденом Красного Знамени.
В ноябре-декабре 1943 г. Серов руководит массовой высылкой карачаевцев и калмыков, обвиненных Сталиным в поголовном предательстве. В феврале-марте 1943 г. Серов-один из руководителей крупномасштабной операции по выселению чеченцев и ингушей. Согласно докладу Берии, в ходе акции было депортировано 387 229 чеченцев и 91 250 ингушей. За выселение народов Северного Кавказа Серов получит полководческий орден Суворова 1-й степени. В мае 1944 г. Серов выполняет решение ГКО СССР о выселении из Крыма татар, греков и болгар. По его предложению в список добавили и крымских армян. За выполнение этой акции он был награжден орденом Красного Знамени.
Но он не только выселяет народы, но и руководит борьбой с украинским, литовским, польским националистическим подпольем. Неизвестно, какой из Серова получился бы армейский командир. Вероятно, хороший, но чекист из него получился просто отличный. Он не выделялся ни ростом, ни внешностью, но был лично смел, спортивен, обладал сильной волей и не боялся принимать самостоятельные решения. К тому же, Иван Александрович был человек скрытный, близких друзей практически не имел, слыл отличным семьянином, никогда не курил, а алкоголь употреблял только в случае служебной необходимости. Серов был беспощаден к врагам, но, судя по мемуарам, не испытывал и большой жалости к невинно пострадавшим. Вряд ли Серов раскаивался в неблаговидных поступках, но о них он, как и всякий мемуарист, старается не упоминать. А все поздние обвинения в свой адрес Иван Александрович отметал одной фразой, что он всегда только выполнял распоряжения ЦК партии.
В сентябре 1944 г. Серов назначен Уполномоченным НКВД СССР по 1-му Белорусскому фронту, оставаясь по-прежнему в должности заместителя наркома НКВД. Однако, именно его в октябре 44-го Сталин направляет для наведения порядка в румынский город Крайову. В этом городе размещалась ставка И.Б.Тито. Из Румынии Серов срочно вылетает в Люблин спасать просоветское польское правительство от бойцов Армии Крайовой. И по совместительству его назначают советником НКВД СССР при Министерстве общественной безопасности Польши.
В ноябре 1-м Белорусским фронтом стал командовать маршал Г. К. Жуков, с которым у Серова сложились дружеские отношения еще до войны, когда Георгий Константинович возглавлял Киевский военный округ. По представлению Жукова Серов станет кавалером ордена Кутузова 1-й степени и Героем Советского Союза. После Победы Иван Александрович остается в Германии в качестве заместителя Главноначальствующего СВАГ по делам гражданской администрации и представителя НКВД по Группе советских оккупационных войск в Германии. Ему присваивают звание генерал-полковника, и он занимается поисками живых и мертвых главарей третьего рейха, обеспечивает безопасность Потсдамской конференции, организует вывоз из Германии ученых, инженеров и оборудования для нужд оборонной промышленности СССР. Его включают в состав Спецкомитета по реактивной технике при СМ СССР.
Лишь в феврале 1947 г. он возвращается на родину и назначается первым заместителем министра внутренних дел СССР. Но деятельностью Серова руководит не министр МВД Круглов, а лично товарищ Сталин.
В конце 1947 г. Серов возглавляет комиссию, расследующую причины взрывов в Магаданском порту. В 1948 г. проверяет сибирские золотые прииски по фактам хищения золота. В 1949 г. он совершает инспекционную поездку по исправительно-трудовым лагерям Сибири и Дальнего Востока. В 1950 г. Иван Александрович занимается выяснением причин срыва плана по добыче алмазов. Затем ЦК направляет генерал-полковника Серова в Кузбасс, где не выполняется план по добыче угля. Участие 1-го зам. министра МВД в этих, казалось бы, чисто промышленных делах совсем не удивительно, так как золото и алмазопромышленные предприятия входили в систему МВД, а на добыче угля, строительстве каналов и дорог трудились тысячи заключенных.
В 1952 г. под угрозой срыва оказались сроки сдачи Волго-Донского канала, на строительстве которого работало 67 тысяч заключенных. Серов перевел всех строителей на круглосуточную работу и пообещал лучших досрочно освободить, а отличившихся наградить. Канал, за который Серов отвечал головой перед Сталиным, сдали в срок. Иван Александрович сдержал свое слово. 474 человека были освобождены условно-досрочно, 110 – значительно снизили сроки наказания. Сам Серов получил очередной орден Ленина.
После смерти Сталина Берия, будучи 1-м заместителем Председателя Совета Министров СССР, вновь сливает МВД и МГБ и становится главой объединенного Министерства внутренних дел, а Серов назначается его первым замом. Но уже в июне 1953 г. член Президиума ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза товарищ Берия был арестован. А его первых замов Круглова и Серова вызвали на заседание Президиума ЦК КПСС, где назначили С. Н. Круглова министром МВД, а Серова его замом по госбезопасности. Хрущев с Маленковым сразу предложили двум чекистам составить список подручных Берии, которых было необходимо арестовать. Круглов с Серовым тут же в приемной быстро написали список коллег, которых вскоре расстреляют вместе с Лаврентием Павловичем.
Потом Серов отправился арестовывать личную охрану своего бывшего шефа. Хрущев даже сначала поручил Круглову и Серову допросить Берию, но потом решил доверить это дело Р. А. Руденко, который был прокурором Украины, а после смерти Сталина стал генеральным прокурором СССР. Отмена допроса Берии очень обрадовала Круглова и весьма разочаровала Серова. Потом Серов вместе с Руденко разбирали особый архив Берии и уничтожили все документы, которые свидетельствовали о причастности Хрущева к массовым репрессиям.
13 марта 1954 г. И. А. Серова назначили председателем нового ведомства — Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР. На этой должности, при поддержке Хрущева, Иван Серов становится влиятельной фигурой. В 1955 г. ему присваивают звание генерала армии, дважды награждают орденами Ленина и еще орденом Красного Знамени. В начале 1956 г. Серова избрали членом ЦК КПСС, а вот Круглову так не повезло. Его сняли с поста министра МВД и перевели на должность заместителя министра электростанций.
Осенью 1956 г. Серов проявит себя одним из решительных и жестких руководителей подавления венгерского восстания, за что получит полководческий орден Кутузова 1-й степени.
Летом 1957 г. была совершена попытка смещения Хрущева «антипартийной группой», но Жуков и Серов активно поддержали 1-го секретаря. Однако Хрущев, с их помощью удержавшийся у власти, решил, что люди, обладающие столь реальной силой, могут быть опасны для него лично. Уже в октябре 1957 г. Жуков был снят с поста министра обороны и в марте следующего года отправлен в отставку.
Хотя КГБ под руководством Серова старалось вовсю (по результатам 1957 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду было осуждено 1964 человека, за 1958 г. — 1416), в декабре 1958 г. Серова снимают с поста председателя КГБ. Его назначают заместителем начальника Генштаба – начальником ГРУ. Это было хоть и почетное, но понижение.
Кстати, того же Круглова в 1957 г. назначат на должность всего лишь председателя (по другим данным – заместителя председателя) Кировского Совета народного хозяйства, в 1958 г. отправят на пенсию, а в следующем году лишат генеральского звания и выселят из элитной квартиры.
Тучи сгущаются и над Серовым. В 1961 г. его не переизбирают в состав ЦК КПСС, в 1962 г. лишают ордена Суворова 1-й степени, полученного им за операцию по депортации народов Северного Кавказа. 2 февраля 1963 г. Серова снимают с должности начальника ГРУ и заместителя начальника Генштаба ВС СССР. Поводом для этого послужил арест шпиона американской и английской разведки полковника ГРУ О. Пеньковского. Сам Серов в своих записках довольно убедительно доказывает, что Пеньковский был агентом КГБ.
В марте 1963 г. Серова понижают в звании сразу на три ступени. Из генерала армии он превращается в простого генерал-майора. Следом его лишают звания Героя Советского Союза и в апреле этого же года назначают помощником командующего Туркестанским военным округом по учебным заведениям. Когда в октябре 1964 г. Хрущева отстранят от власти, то опереться Никите Сергеевичу уже будет не на кого.
Но новые руководители не оставят Серова в покое. В апреле 1965 г. Иван Александрович будет исключен из рядов КПСС, а в сентябре уволен из армии «по болезни». До конца своих дней Серов безуспешно будет добиваться реабилитации. Скончается он 1 июля 1990 г., не дожив менее двух месяцев до 85-летия.
Интересная биография человека советской эпохи, изобилующей великими делами и страшными преступлениями.