Образ Александра Пушкина — популярная тема русской живописи, поэтому о том, как мастера разных времен видели «солнце русской поэзии», написано много. Ко Дню памяти поэта попробуем выяснить обратное: как сам Пушкин смотрел на художников-современников. Разберемся, кого из них он называл «настоящим художником», кому посвящал стихи и чьи полотна стремился выкупить.
Карл Брюллов: «добрый малый, и готов на все»
В истории мировой художественной культуры таких художников, как Карл Брюллов, немного: ему удалось приобрести бешеную популярность еще при жизни. Во время первой поездки в Италию он написал шедевр — «Последний день Помпеи». Новаторское полотно быстро стало сенсацией в Европе. А император Николай I лично пригласил Брюллова вернуться на родину.
Мимо такой фигуры Александр Пушкин пройти не мог. Свое заочное знакомство с художником он начал еще в 1827 году с картины «Итальянское утро». Восхищенный Николай I показывал ее всему свету Санкт-Петербурга. А «Последний день Помпеи», привезенный на выставку в имперскую столицу, поразил Пушкина настолько, что тот посвятил ему несколько стихотворных строк:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».
В 1835 году Пушкин и Брюллов впервые увиделись лично. Их встрече суждено было состояться в Москве, но она точно произошла бы и при других обстоятельствах: их связывал архитектор и рисовальщик, старший брат Карла — Александр Брюллов. Он близко общался с Пушкиным и даже создал самый известный из сохранившихся портрет любимой жены писателя Натальи Гончаровой.
Александр Сергеевич сразу оценил талант Карла Брюллова. В одном из писем жене он писал:
«Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. <...> Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все».
В Санкт-Петербурге поэт и художник встречались чаще, но близкой дружбы из этого не получилось. Во время одного из визитов Брюллов критиковал семейную жизнь Александра Пушкина: «На кой черт ты женился?». Личное счастье писателя показалось Брюллову умелым обманом.
В последний раз Карл Брюллов встретился с Пушкиным 25 января 1837 года. Тогда поэт вместе с Жуковским пришел в мастерскую к художнику, чтобы посмотреть на новую акварель «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне».
По воспоминаниям ученика Брюллова — Аполлона Мокрицкого — встреча эта выглядела так:
«Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой <...> Пушкин был безутешен; он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени <...> Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Я, глядя на эту сцену, не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся даром на колени перед равными себе. Это было ровно за четыре дня до смерти Пушкина».
Орест Кипренский: «это зеркало мне льстит»
Несмотря на то, что портретов Пушкина много, самых хрестоматийных два: кисти Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Оба полотна созданы в 1827 году, но между ними огромная разница.
На портрете Тропинина Пушкин расслабленный и открытый, изображенный в домашнем халате. Здесь он скорее приятный собеседник, чем создатель русского литературного языка. А у романтика Кипренского Пушкин иной: изолированный от остального общества гений.
Современники восхищались необыкновенным сходством портрета авторства Тропинина с оригиналом. Однако самому Пушкину явно больше полюбился строгий и официальный портрет Кипренского. В восхищении картиной поэт даже посвятил художнику строки:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».
После смерти своего друга Дельвига — заказчика портрета работы Кипренского — Пушкин выкупил полотно. Оно постоянно находилось перед его глазами — на стене кабинета в петербургской квартире на Мойке. Может быть, он хотел видеть себя таким — пусть непонятым, но настоящим гением.
Иван Айвазовский: несостоявшаяся дружба
С Иваном Айвазовским завести дружбу Александр Сергеевич не успел. Когда писатель умер, художнику исполнилось только 19 лет. Но их встрече все же суждено было состояться.
В сентябре 1836 года на выставке Академии художеств Пушкину представили талантливого юношу. Причем сам Айвазовский вспоминал, что их познакомили почти по ошибке — на месте мариниста должен был оказаться пейзажист Лебедев.
Пушкин внимательно рассмотрел «Облака с ораниенбаумского берега моря» и «Группу чухонцев на берегу Финского залива». Он был ласков и даже заинтересовался крымским происхождением юного дарования — сам Пушкин прекрасно знал Феодосию и даже посвятил ей пару строк.
Нельзя сказать, что Пушкин был поражен живописью малоизвестного юноши. Но для Ивана Айвазовского эта встреча превратилась в источник вдохновения на всю жизнь.
За всю творческую карьеру художник создал несколько картин с изображением великого русского поэта. Он писал облик кумира по памяти. А на полотне «Прощание А. С. Пушкина с морем» фигуру писателя выполнил Илья Репин. Но для Айвазовского было важно не столько внешнее сходство, сколько сила и величие этой незаменимой для русской истории личности.
Великий и любимый многими поэт, безусловно, вдохновлял художников — Александра Сергеевича писали еще и Валентин Серов, и Борис Кустодиев, и Петр Кончаловский. Но и сам Пушкин, как мы увидели, восхищался художниками-современниками и не скупился на теплые слова в своих произведениях. В День памяти прославленного поэта предлагаем вам отправиться в музеи и еще раз насладиться живописными шедеврами. Например, в Третьяковскую галерею или Русский музей. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции и их просветительские проекты.