Найти тему
РИА Новости

"Это наша мечта". Чего не хватает бойцам в Донбассе

Оглавление
© РИА Новости / Мария Марикян
© РИА Новости / Мария Марикян

Мария Марикян

Без бронекостюмов и спецтехники они планомерно прочесывают территорию. Противопехотные и противотанковые мины, растяжки, снаряды — каждая вылазка может стоить жизни. О работе военного инженерно-саперного подразделения — в репортаже РИА Новости.

"Надежная методика"

"Одно из главных правил — не двигать и не трогать то, что красиво лежит", — говорит военный с позывным Седьмой.

Далеко не все видно невооруженным глазом. Обычно пользуются металлоискателем и поисковым щупом (металлический стержень для проверки почвы).

"Методика советская, но надежная, — уверяет сапер. — Все просто: перед тем как шагнуть, нужно под углом в 45 градусов воткнуть в землю щуп — снизу, сверху, по бокам. Если нет характерного металлического скрежета — можно идти".
Боец с позывным Седьмой. © РИА Новости / Мария Марикян
Боец с позывным Седьмой. © РИА Новости / Мария Марикян

Рассказ прерывает сообщение по рации: в поле на Донецком направлении из земли торчит снаряд. По плану — подрыв. "Территорию уже осмотрели, вокруг чисто. Остался только этот сюрприз, вероятнее всего, от гусеничной самоходки", — поясняет боец.

На боеприпас устанавливают тротиловые шашки. Количество взрывчатки высчитывают по специальной формуле. Хороший специалист, по словам Седьмого, справится за несколько минут. Если сделать все правильно, осколки "окопаются" в земле, а не разлетятся по полю.

Раздается раскатистый взрыв — клуб черного дыма взмывает вверх. "Шашка разорвала снаряд. Осколки лежат рядом, не разлетелись, — осматривает образовавшуюся воронку сапер. — То есть все по науке".

Момент взрыва боеприпаса. © Съемка с дрона
Момент взрыва боеприпаса. © Съемка с дрона

"Ведут себя непредсказуемо"

С недавних пор саперы обзавелись коптерами — помогли волонтеры.

"Дроны — наши глаза. Сверху обзор хороший. А если подлететь поближе, можно определить тип боеприпаса, — объясняет Седьмой. — На Донецком направлении некоторые снаряды и мины залежались с 2014-го, покрылись грязью и пылью. Но такие узнаем и по фрагментам".

На обход с собой не берут ничего металлического: французские мины срабатывают, реагируя на магнитное поле.

"Довольно непредсказуемые. У меня плиты в бронежилете металлокерамические. Небезопасно при нашей работе. Поэтому заказал керамику", — говорит боец.

Чтобы снизить риск, к БПЛА перед запуском присоединяют веревку с магнитом.

Не всегда понятно, когда отстреляли боеприпас, у каждого свой срок самоликвидации. Так что требуется максимальная осторожность.

Пульт управления. © РИА Новости / Мария Марикян
Пульт управления. © РИА Новости / Мария Марикян

Боевая задача

Полная экипировка сапера весит минимум 40 килограммов. Но Седьмой с сослуживцами выходят на задание налегке.

"Этим летом по гуманитарке получили костюм — 60 килограммов. В таком не развернуться. Нам же нужна мобильность. Поэтому ограничиваемся обычными касками и бронежилетами, — отмахивается он. — Хотя, конечно, нужны именно штурмовые инженерные костюмы со шлемами четвертого класса защиты. Они не такие тяжелые".

Порой выезжают на передовую — помогают бойцам окапываться.

"Бывает, снимаем противотанковые "тээмки" в 600 метрах от позиций ВСУ. Может завязаться бой. Тогда откладываем металлоискатели и берем в руки оружие", — говорит Седьмой.
Военнослужащие минометного расчета Вооруженных сил России в зоне проведения специальной военной операции. © РИА Новости / Константин Михальчевский
Военнослужащие минометного расчета Вооруженных сил России в зоне проведения специальной военной операции. © РИА Новости / Константин Михальчевский

В каждом экипаже — сапер, водитель и прикрывающий их пулеметчик. Обычный гражданский джип "Патриот". Место стрелка — в задней части кузова, без брони. Салон изнутри обшит кевларовыми пакетами — "хоть какая-то защита".

"Либо минируем, либо уничтожаем"

Часто поступают вызовы и от мирного населения. Как правило, обходится без опасных находок. Люди перестраховываются.

"В огородах — патроны, алюминиевые хвостовики, довольно безобидные. Но это правильно, что вызывают нас, специалистов, — подчеркивает Седьмой. — Повторяли и будем повторять: все, что находите в полях и посадках, ни в коем случае не трогать. Чревато последствиями".

Предупреждение о минах на дороге села Новотроицкое Волновахского района. © РИА Новости / Илья Питалев
Предупреждение о минах на дороге села Новотроицкое Волновахского района. © РИА Новости / Илья Питалев

Один из способов обезопасить снаряд — сделать рядом подкоп, переместить боеприпас в яму, заложить взрывчатку, а сверху мешки с песком — для дополнительного давления. В итоге взрыв "уходит в землю", осколки не разлетаются. Разве что ударная волна выбьет стекла в соседних постройках.

Если боеприпас застрял в жилом доме, вызывают саперов из МЧС. "У них есть спецтехника. У нас же, у военных, все просто: либо минируем, либо уничтожаем", — объясняет боец.

Группа саперов МЧС ДНР проводит разминирование территории. © РИА Новости / Максим Блинов
Группа саперов МЧС ДНР проводит разминирование территории. © РИА Новости / Максим Блинов

Иногда находят целые склады. В этом случае все тщательно осматривают, сообщают начальству. Затем опись — и на фронт.

"Главное — думать головой"

Все тонкости Седьмой осваивал на практике. До 2014-го работал на шахте в Горловке. В ополчении начинал стрелком, в свободное время осваивая специальность минера.

Его сослуживцы прошли такой же путь. Теперь подразделение знают в ДНР многие. За семь лет — ни одной потери.

"Бог нас бережет. И опыт, безусловно, помогает, — рассуждает боец. — Главное — думать головой. Даже бронированный ящик не спасет, если подрыв произведен неправильно".

Запуск беспилотника. © РИА Новости / Виктор Антонюк
Запуск беспилотника. © РИА Новости / Виктор Антонюк

Конечно, с современным оборудованием было бы проще. Нужен, например, робототехнический комплекс. К слову, такой полагается саперам по уставу.

"Наша мечта — дрон с тепловизором. С его помощью можно обнаружить то, что спрятано под землей. Металл легко выявить — выделяется особой световой гаммой. И по весне не хватает гусеничного робота", — говорит Седьмой.

Не хватает и людей. В саперы сейчас, по его словам, особо не идут. А работы много.

Стоит выехать из города — кругом минные поля.

Для полной расчистки понадобится лет десять, говорят саперы. И добавляют: лишь бы боевые действия не затягивались.

Военнослужащие в Запорожской области. © РИА Новости / Константин Михальчевский
Военнослужащие в Запорожской области. © РИА Новости / Константин Михальчевский