Найти в Дзене

Музей железных дорог России. Часть №1. Вагон-салон последнего китайского императора Пуи династии Цин

В России первый паровоз создан в 1834 году, авторами этого проекта явились отец и сын Черепановы - русские инженеры-изобретатели, а первая российская железная дорога появилась в 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском - Царскосельская железная дорога.

Макет первого паровоза Черепановых... Фото автора.
Макет первого паровоза Черепановых... Фото автора.

С возникновением в царской России новой железнодорожной транспортной системы перевозок началось бурное развитие совершенно новой на то время области промышленности - паровозостроения и смежной отрасли - вагоностроения. Следом за Царскосельской дорогой появилась Николаевская железная дорога и другие. Для первой ветки паровозы были заказаны в Англии, только затем началось производство отечественной техники.

Фото автора.
Фото автора.

Истории развития железных дорог России посвящен музей в Петербурге, в котором мы сегодня побываем и начнем о нем цикл публикаций. Уверен, не все гости города на Неве уделяют время Музею РЖД. Итак, находится он по адресу Библиотечный переулок, 4к2, что у Балтийского вокзала. На этом месте, в помещении двух корпусов и открытой площадки, музей начал свою работу с октября 2017 года. Свое существование как Музей Октябрьской железной дороги начал еще в 1978 году, несколько раз менял свою прописку и название.

 Паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе". Фото автора.
Паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе". Фото автора.

У входа в музей, на открытой площадке нас встречает паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе", выпускалась эта серия товарных паровозов с 1934 год до середины 50-х годов.

Паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе". Фото автора.
Паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе". Фото автора.

Итак, друзья! Мы находимся в помещении Музея железных дорог России, где на огромных, общей площадью 60 000 кв.м., выставочных площадках демонстрируется собрание исторических паровозов как времен царской России, так и экспонатов советского периода, а также всего того, что так или иначе связано с железной дорогой в России за более чем 200-летнюю историю. Среди всех аналогичных музеев, музей РЖД не только один из самых крупнейших в мире, но и самый современный, оснащенный интерактивными инсталляциями, мультимедийными комплексами, макетами, моделями, скульптурами...

Интерактивный комплекс "Стрелки времени". Фото автора.
Интерактивный комплекс "Стрелки времени". Фото автора.
Интерактивный комплекс "Стрелки времени". Фото автора.
Интерактивный комплекс "Стрелки времени". Фото автора.

Отправная точка нашей экскурсии - здание исторического дореволюционного локомотивного депо Петергофской железной дороги. На верхних снимках на том месте, где ранее располагался поворотный круг находится большой интерактивный комплекс "Стрелки времени", представляющий собой пульт управления в центре зала и с восемью большими ЖК-экранами, демонстрирующими панорамное видео об истории РЖД...

 Паровоз серии Ь-2023. Фото автора.
Паровоз серии Ь-2023. Фото автора.

В начале экскурсионного маршрута нас встречают два паровоза-танка. Танк-паровоз, это паровоз, у которого топливо и вода находятся в баках-танках на самом локомотиве, а не буксируется на отдельном вагоне. Первый, российского производства серии Ь-2023 тип 62, изготовлен на Коломенском машиностроительном заводе в 1897 году. Настоящая история!

Паровоза-танк ТТ-1770.
Паровоза-танк ТТ-1770.

Второй экземпляр немецкого производства - паровоз ТТ-1770, выпускавшийся с 1900 по 1913 года в Германии на заводе Арнольда Юнга. Паровоз имел заводскую серию Т 9.3 ПКЖД и служил, в основном, для маневровых работ. В России получил новое обозначение - ТТ. Этот экземпляр прошел глубокую реставрацию, кстати, аббревиатура ТТ у нас получила расшифровку "трофейная трехпарка". Этот экземпляр - трофей второй мировой войны...

Паровоза-танк ТТ-1770. Фото автора.
Паровоза-танк ТТ-1770. Фото автора.
Паровоз серии Ь-2023. Фото автора.
Паровоз серии Ь-2023. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Паровоз С-68. Фото автора.
Паровоз С-68. Фото автора.

А это буквально реликвия - паровоз С-68. Изготовлен в 1917 году в Петербурге на Невском судостроительно-механическом заводе. Маркировка С означает, что разработан был в проектном бюро Сормовского завода, что в Нижнем Новгороде. Уникальность данного экспоната музея состоит в том, что это единственный сохранившийся локомотив этой серии...

-13

Паровозные колеса... Фото автора.
Паровозные колеса... Фото автора.

У каждого экспоната установлены информативная табличка и интерактивный экран, где можно узнать его историю, технические данные. Очень необычно выглядят гипсовые скульптуры, их по всей территории музея немало, больше двух десятков. Автор данных предметов монументально-декоративного искусства Сергей Иванович Судаков, член секции скульптуры Московского Союза художников и Объединения московских скульпторов.

Вагон 3-го класса для пригородного движения Р.О. 3249, годы выпуска 1915 - 1918.
Вагон 3-го класса для пригородного движения Р.О. 3249, годы выпуска 1915 - 1918.
Скульптура "Дама на перроне", гипс. Фото автора.
Скульптура "Дама на перроне", гипс. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

На нижних снимках один из самых многочисленных и основных паровозов, которые эксплуатировались в царской России, а затем и в Советской России. Это локомотив серии О, что означало "основной". Эта серия паровозов выпускалась до 1915 года, в течение 25 лет. Помимо гражданских целей, они применялись в военных целях, в качестве локомотивов в бронепоездах. Данный экземпляр был изготовлен в 1900году...

Паровоз Од-1080, 1900 года выпуска. Фото автора.
Паровоз Од-1080, 1900 года выпуска. Фото автора.
Паровоз Од-1080, 1900 года выпуска. Фото автора.
Паровоз Од-1080, 1900 года выпуска. Фото автора.
 Вагон-салон последнего китайского императора Пуи династии Цин. Фото автора.
Вагон-салон последнего китайского императора Пуи династии Цин. Фото автора.

А на этих снимках сколь необычный, столь и раритетный экспонат музея - служебный салон-вагон китайско-восточной железной дороги (КВЖД) 1902 года выпуска. В этом вагоне усиленной конструкции совершал свои поездки последний китайский император Айсиньгеро Пуи династии Цин, было это в 30-е годы XX века. В качестве военного трофея Второй мировой войны вагон оказался в России. Великолепно отреставрированный, сегодня он занимает почетное место среди исторического подвижного состава музея РЖД.

Вагон-салон последнего китайского императора Пуи династии Цин. Фото автора
Вагон-салон последнего китайского императора Пуи династии Цин. Фото автора

На сегодня, мы закончим нашу прогулку у почтового вагона. Пусть идеальный, как говорится, с иголочки внешний вид вагона вас не вводит в заблуждение, это не новодел, не копия, это старейший почтовый вагон, сохранившийся в России. Изготовлен в 1902 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе.

Исторический почтовый вагон, 1902 года. Фото автора.
Исторический почтовый вагон, 1902 года. Фото автора.

На этом, друзья, наша первая прогулка по музею РЖД подходит к завершению, продолжение следует.

Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!