В России первый паровоз создан в 1834 году, авторами этого проекта явились отец и сын Черепановы - русские инженеры-изобретатели, а первая российская железная дорога появилась в 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском - Царскосельская железная дорога.
С возникновением в царской России новой железнодорожной транспортной системы перевозок началось бурное развитие совершенно новой на то время области промышленности - паровозостроения и смежной отрасли - вагоностроения. Следом за Царскосельской дорогой появилась Николаевская железная дорога и другие. Для первой ветки паровозы были заказаны в Англии, только затем началось производство отечественной техники.
Истории развития железных дорог России посвящен музей в Петербурге, в котором мы сегодня побываем и начнем о нем цикл публикаций. Уверен, не все гости города на Неве уделяют время Музею РЖД. Итак, находится он по адресу Библиотечный переулок, 4к2, что у Балтийского вокзала. На этом месте, в помещении двух корпусов и открытой площадки, музей начал свою работу с октября 2017 года. Свое существование как Музей Октябрьской железной дороги начал еще в 1978 году, несколько раз менял свою прописку и название.
У входа в музей, на открытой площадке нас встречает паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе", выпускалась эта серия товарных паровозов с 1934 год до середины 50-х годов.
Итак, друзья! Мы находимся в помещении Музея железных дорог России, где на огромных, общей площадью 60 000 кв.м., выставочных площадках демонстрируется собрание исторических паровозов как времен царской России, так и экспонатов советского периода, а также всего того, что так или иначе связано с железной дорогой в России за более чем 200-летнюю историю. Среди всех аналогичных музеев, музей РЖД не только один из самых крупнейших в мире, но и самый современный, оснащенный интерактивными инсталляциями, мультимедийными комплексами, макетами, моделями, скульптурами...
Отправная точка нашей экскурсии - здание исторического дореволюционного локомотивного депо Петергофской железной дороги. На верхних снимках на том месте, где ранее располагался поворотный круг находится большой интерактивный комплекс "Стрелки времени", представляющий собой пульт управления в центре зала и с восемью большими ЖК-экранами, демонстрирующими панорамное видео об истории РЖД...
В начале экскурсионного маршрута нас встречают два паровоза-танка. Танк-паровоз, это паровоз, у которого топливо и вода находятся в баках-танках на самом локомотиве, а не буксируется на отдельном вагоне. Первый, российского производства серии Ь-2023 тип 62, изготовлен на Коломенском машиностроительном заводе в 1897 году. Настоящая история!
Второй экземпляр немецкого производства - паровоз ТТ-1770, выпускавшийся с 1900 по 1913 года в Германии на заводе Арнольда Юнга. Паровоз имел заводскую серию Т 9.3 ПКЖД и служил, в основном, для маневровых работ. В России получил новое обозначение - ТТ. Этот экземпляр прошел глубокую реставрацию, кстати, аббревиатура ТТ у нас получила расшифровку "трофейная трехпарка". Этот экземпляр - трофей второй мировой войны...
А это буквально реликвия - паровоз С-68. Изготовлен в 1917 году в Петербурге на Невском судостроительно-механическом заводе. Маркировка С означает, что разработан был в проектном бюро Сормовского завода, что в Нижнем Новгороде. Уникальность данного экспоната музея состоит в том, что это единственный сохранившийся локомотив этой серии...
У каждого экспоната установлены информативная табличка и интерактивный экран, где можно узнать его историю, технические данные. Очень необычно выглядят гипсовые скульптуры, их по всей территории музея немало, больше двух десятков. Автор данных предметов монументально-декоративного искусства Сергей Иванович Судаков, член секции скульптуры Московского Союза художников и Объединения московских скульпторов.
На нижних снимках один из самых многочисленных и основных паровозов, которые эксплуатировались в царской России, а затем и в Советской России. Это локомотив серии О, что означало "основной". Эта серия паровозов выпускалась до 1915 года, в течение 25 лет. Помимо гражданских целей, они применялись в военных целях, в качестве локомотивов в бронепоездах. Данный экземпляр был изготовлен в 1900году...
А на этих снимках сколь необычный, столь и раритетный экспонат музея - служебный салон-вагон китайско-восточной железной дороги (КВЖД) 1902 года выпуска. В этом вагоне усиленной конструкции совершал свои поездки последний китайский император Айсиньгеро Пуи династии Цин, было это в 30-е годы XX века. В качестве военного трофея Второй мировой войны вагон оказался в России. Великолепно отреставрированный, сегодня он занимает почетное место среди исторического подвижного состава музея РЖД.
На сегодня, мы закончим нашу прогулку у почтового вагона. Пусть идеальный, как говорится, с иголочки внешний вид вагона вас не вводит в заблуждение, это не новодел, не копия, это старейший почтовый вагон, сохранившийся в России. Изготовлен в 1902 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе.
На этом, друзья, наша первая прогулка по музею РЖД подходит к завершению, продолжение следует.
Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!