На площадке случился разговор. Бабушка подарила своему 3летнему внуку букварь. Красивый, с картинками. Там все просто и понятно. А значит - скоро дело пойдет! Позже, во время разговора с дочерью по телефону бабушка поинтересовалась: "надеюсь, вы уже учите с Сашенькой буквы?". Итог: через пару дней занятий с мамой Саша возненавидел этот букварь...
Нейропсихологи советуют не начинать учить детей читать раньше, чем им исполнится 5 лет.
Ведь раннее чтение препятствует нормальному, здоровому развитию, в частности, неправильно формируются нейронные связи в мозге. В результате ближе к школьному возрасту мы можем получить ситуацию, когда ребенок совсем не захочет учиться, будет делать то неохотно. Всему свое время. Энергия мозга – направленная и конечная. Если мы ее направим не туда, она растратится. В возрасте от 1 до 6 лучше направить ее на физическую активность, взаимоотношения со сверстниками, освоение бытовых навыков.
Поэтому перед школой занимайтесь развитием практических навыков ребенка. А именно, помочь ребенку быстро одеваться, переодеваться на физкультуру, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, помнить, что нужно перед выходом на улицу надевать шапку, а перед столовой мыть руки. Здесь важна больше не концентрация на букварях и прописях, а на развитии практических навыков.
На самом деле подготовку к школе родители начинают с самого рождения ребенка
- Когда читают ему вслух,
- рассказывают что-то,
- называют предметы, которые его окружают,
- терпеливо отвечают на многие вопросы,
- позволяют мерить лужи и забираться на деревья.
В этом случае к 6-7 годам перед вами будет сформированный первоклассник. Все дети по своей природе любопытны. Поэтому главная ваша задача — не задушить эту врожденную жажду к познанию.
Те родители, которые думают, что чем ближе к школе, тем меньше ребенок должен играть, сильно ошибаются. Именно игра – лучшая подготовка. Сейчас многие педагоги говорят о том, что у детей игры примитивны и неинтересны. Такая ситуация возникает в том числе и потому, что взрослые ленятся и не включаются в игру либо делают это через силу.
Что с этим делать?
Не утомляйте себя игрой в куклы или машинки, если совсем не лежит душа к таким ролям) Можете воспользоваться некоторыми идеями.
«Белая, квадратная, находится над головой», — вдруг загадочно говорит мама, готовя ужин. «Потолок» — забыв о капризах, сразу включается в игру четырехлетний сын и загадывает свое слово. Можно поиграть в «А давай наоборот». Ребенок называет слово, а вы подбираете к нему антоним: белая — черная, большая — маленькая, громкая — тихая. Потом меняетесь ролями. Подобных словесных игр множество.
Еще с дошкольником полезно играть в игры, в которых ребенок будет внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, ведь многие дети просто куда-то «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Например, если вы говорите — «кар-кар», — дети два раза машут руками, как крыльями. Говорите «мяу-мяу-мяу-мяу» — они четыре раза трут носик «лапкой». Говорите «ква-ква-ква» — дети три раза подпрыгивают. А что нужно сделать, когда я говорю «мяу-мяу, кар, ква-ква-ква»? В эту игру можно играть всей семьей. Либо придумайте небольшую сказочку и расскажите ее детям, перед этим попросив их громко хлопать каждый раз, когда услышат цифру «три».
Очень полезно научить дошкольника стоять и прыгать на одной ножке. Считается, что для нормальной учебы в школе ребенок должен стоять на каждой ноге по минуте. Опять же, это прекрасно развивает известная игра в «классики». Можно поиграть и в цаплю, стоящую на одной ноге. Попросите «птицу» проскакать из одного конца комнаты и обратно. Устройте соревнование: кто из детей дольше простоит на правой ноге, а кто — на левой.
Некоторые дети прекрасно могут посчитать скороговоркой «1,2,3..» до 20. При этом не могут сосредоточиться и сделать руками-ногами то, о чем их просишь. А с крупной моторикой связаны многие навыки, в том числе и навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой. Пока убираете пылесосом, попросите ребенка пройти 5 больших шагов вперед и 3 маленькие назад. 4 шага на пятачках, потом 4 на носочках. И вообще очень важно, чтобы ребенок контактировал не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
А научить ребенка считать, писать и концентрировать внимание мы можем на Дошкольной подготовке.
Записывайтесь на пробное занятие и убедитесь, как самому невероятному непоседе будет у нас интересно.