Найти в Дзене
Сергей Дмитриев

Выходцы из советских республик в сельской Черногории

В столицу Черногории — Подгорицу я приехал в начале апреля 2022 года поездом из Белграда (см. обзорный отчёт по Сербии на английском, отдельную заметку про окрестности Фрушка горы и обзор диаспоры в Суботице). В приморской части страны русскую и украинскую речь на улицах я слышал чаще чем где-либо ранее. Машины с украинскими и российскими номерами также были заметны. Ещё раньше тут осели беженцы от гонений в Беларуси. А ещё ранее в прибрежных черногорских городах (в основном, в Будве) недвижимость покупали состоятельные представители бывших республик СССР, а также их соотечественники с меньшим бюджетом, но сумевшие вписаться в контекст.

Детский огород

Первым контактом сельских заселенцев со мной поделился экофилософ Игорь Польский, участник Российского Союза Экопоселений и Экоинициатив, в Черногории он уже около двух лет (вёл проектную деятельность в школе Dukley Academy, а осенью 2022 года возглавил новую "Школу-сад" в Баре). Игорь порекомендовал мне познакомиться с Андреем Засидко. Андрей уже как 4 года развивает пермакультурный огрод в окрестностях Тивата — это основательнное ЗОЖ-хобби. Да, огород он ещё позиционирует как детский, вернее, открытый для детских программ.

Экскурсия группы из детского сада Dukley по огороду Андрея. Фото Ларисы Егоровой.
Экскурсия группы из детского сада Dukley по огороду Андрея. Фото Ларисы Егоровой.

Тем не менее, масштаб у огорода есть, помощь волонтёров приветствуется (я тоже покопался на грядках).

Тем не менее, масштаб у огорода есть, помощь волонтёров приветствуется (я тоже покопался на грядках).

Редис с огорода. Фото Ларисы Егоровой.
Редис с огорода. Фото Ларисы Егоровой.

Овощи и зелень идут в обмен, так Андрей развивает локальную экономику через площадку модераторов ассистентов ZIP24.me — заказы и предложения товаров и услуг в отдельно взятой местности в Черногории.

Сыры, хлеб и соевое мясо

Более 7 лет назад, дачу в деревне Беговичи (не далеко от ныне строящегося курорта и пристани Luštica bay) купила семья Ольги и Андрея Овчар из Петербурга. Дача быстро переросла в постоянное хозяйство. Ольга заинтересовалась изготовлением сыров, а у Андрея был опыт сельского быта ещё в детстве. Завели сначала птиц, потом коз, потом коров.

Альпийки. Фото Ольги Овчар.
Альпийки. Фото Ольги Овчар.

В семье трое детей, которые учатся уже в старших классах в местных школах, и когда приезжают на выходные, то тоже занимаются всем хозяйством. Круглый год по WOOOF и Workaway приезжают волонтёры со всего мира, в том числе, чтобы перенять у Ольги её сыродельческий опыт.

Хранилище сыроварни Ольги Овчар, фото хозяйки.
Хранилище сыроварни Ольги Овчар, фото хозяйки.

Сыры и другая продукция расходится по частным клиентам и ресторанам. Я волонтёрил на хозяйстве две недели. Освоил дойку коровы. Радовался регулярной рикотте. А рассказы Ольги о местной культуре и истории, а также её собственном жизненном опыте дополнили мою картину мира несколькими значимыми фрагментами. За подробностями о ферме сошлюсь на вот это интервью и видео-материал канала “Жизнь в Черногории”.

Однокурсник Ольги Овчар— Роман Филиппов (один из пионеров рынка интернет-рекламы в России), живёт в соседнем селе — поставил хлебопекарный цех. Печёт хлеб раз в неделю. Цена — 4 евро за буханку, и спрос в диаспоре хороший (в планах самостоятельно растить зерно).

Непосредственные соседи сыроделов Овчаров — соседний дом, международная семья Александра Белича. Александр владелец известного в экспатской среде веганского кафе и магазина Paradise food в Будве.

Ресторан в Подгорице. Фото из инстаграмма paradise_f_o_o_d.
Ресторан в Подгорице. Фото из инстаграмма paradise_f_o_o_d.

Александр рос сразу в двух странах — Украине и Черногории, с супругой познакомился во Львове, четверо детей. Изначально Александр был занят в турбизнесе, но когда семьёй они стали вникать в тему питания, то на основе собственного опыта и интереса открыли в 2018 году сначала производство соевых продуктов (тофу, сейтан, сосиски, пасты, паштеты) — цех в Подгорице, а затем там же веганский ресторан. Соя закупается в Сербии, где запрет на ГМО в сельском хозяйстве действует на уровне страны. Для того чтобы выйти на новый уровень в приготовлении веганских блюд, брат супруги Александра и ещё одна сотрудница ездили на профильные курсы в Швецию. А международное развитие бизнеса идет сейчас в столице Северной Македонии- Скопье. Подробности в интервью с Александром в профильном издании.

Яблочная пастила в Paradise Food (фото из фейсбук группы Paradise Food)
Яблочная пастила в Paradise Food (фото из фейсбук группы Paradise Food)

Община в горах

Место, куда не успел добраться — община в горной части северной Черногории. Её основатель Михаэль Эвлин приехал в село Биело Поле в 2014 году. Построили дорогу, завели скотину, наладили сбыт своей продукции. Информация по волонтёрству у них тут.

Фото из в инстаграмма общины.
Фото из в инстаграмма общины.

Две беседы (2020, 2017) с Михаэлем есть на канале “Реальная Черногория”. Текущий статус проекта не знаю, последние новости в ВК-группе общины есть от 2019 года, а в инстаграмме — от лета 2020-го. Ещё в этом же селе есть местная ферма “Farma Lipa”, у них есть точка на рынке в Будве, торгуют молочной продукцией и оливками. Контакты с визитки “lipavukovic на gmail.com viber 068\074411 tel 069 260556”.

И другие экспаты

В Которской бухте c 2016 года обосновался выходец из Ирана — Паша Сарви (Pasha Sarvi). После создания успешного малого бизнеса у себя на родине и путешествий по миру в WWOOF формате он выбрал Черногорию как место для жизни и создания ретритного центра.

Вид на окрестности в Пачамама. Фото из официальной группы в фейсбуке.
Вид на окрестности в Пачамама. Фото из официальной группы в фейсбуке.

В фейсбук группе свой проект Паша обозначил, как “permaculture farm retreat” — что-то вроде “ретрит на пермакультурной ферме”.

Общее пространство в Пачамама. Фото из официальной группы в фейсбуке.
Общее пространство в Пачамама. Фото из официальной группы в фейсбуке.

Волонтёров он также принимает. Я вписаться не успел, на апрель все места уже были заняты. Подробности в интервью с Пашой в Total Montenegro News и на сайте Montenegro Digital Nomad Agency (у них есть серия материалов об экспатах).

Всего в 11 км от фермы Овчаров, в деревне Дурашевичи вот уже четвёртый год работает международный коливинг созданный Jeffrey SweetbaumPlayworking. Джефри — предприниматель много работавший и в Черногории, и на постсоветском пространстве, свободно владеет русским языком (есть подкаст с его участием).

Коливинг — по техническим параметрам что-то вроде советской “комуналки”, с тем существенным отличием, что жильцы заселяются в него добровольно на основе близких ценностей и/или образа жизни.

Концепция места подразумевает возможность жить, работать и активно “зожить” — хайкинг, велосипеды, сапы, каяки и йога каждый день. Целевая аудитория — цифровые кочевники (те, кто может работать удалённо из либого места планеты, где есть интернет, выбирая при этом комфортные для себя социальный контекст и природно-климатическую среду — оригианльное словосочетание в английском — digital nomads).

Комната в коливинге Playwork. Фото из официльной группы в фейсбук.
Комната в коливинге Playwork. Фото из официльной группы в фейсбук.

Ольга Овчар тоже подумывает о том, чтобы сделать коливинг у себя на ферме. Пляжи рядом, а конкурентные преимущества — цена и питание. Больше об инфрасруктуре для digital nomads в Черногории можно узнать из обзора на Montebooking.

Выходец из Германии, профессиональный путешественник Chris готовит коворкинг в пригороде Бара — Montenegro Tower.

Голландско-французская пара Michel Spaan и Marjolaine Nadal со своими детьми Django и Ernesto строят усадьбу и випассана-центр на зеленом склоне холма под названием Пипери, примерно в восьми километрах от Подгорицы, в направлении Даниловграда (ездили к ним осматриваться вместе с Игорем Польским). Marjolaine руководит французской международной школой в Подгорице, а Michel известен своей инициативой по сохранению семян и строительством из природных материалов, практикует медитацию. Соцсети на подходе, пока только whatsapp/telegram +382.68544270.

Монтелиберо

Международное движение Montelibero по построению свободного общества в Европе в масштабах страны на основе сочетания либертарианских принципов с местными культурными основаниями. В этом распределённом сообществе есть участники и из Индии, и из Бельгии, и из Италии и Исландии, хотя пока, по понятным причинам из-за экстренной миграции лидируют выходцы из России и Украины. Самоорганизация участников подразумевает отсутствие заданных организационно-правовых форм и структуры. А для обеспечения проекта на начальных этапах создан MTL-фонд — структура в форме открытого акционерного общества на блокчейне.

Фото из блога Монтелиберо с рассказом о приобретении земли.
Фото из блога Монтелиберо с рассказом о приобретении земли.

Проект стартовал около года назад, и сейчас в Черногорию переехало уже более пятидесяти челове. Для граждан Украины сообщество предлагает поддержку в переезде по формальным делам этого процесса.

Певоначально в муниципалитете Бар под задачи Монтелиберо для строительства была куплена земля (10 тыс кв. м) и идут работы, в декабре 2020 года был приобретён второй участок, размером в три гектара (а на первом, недалеко от Бара, уже заложены первые дома будущего посёлка МТЛ-сити). Также идёт процесс покупки сельхоз земель (пока только чуть больше одного гектара), объявлен конкурс заявок (см. телеграм канал движения) для интересующих заняться фермерством в Черногоории при поддержке движения.

Упущенный местный контекст

Иностранные заселенцы оказались настолько общирной группой, что до самих черногорцев я так и не добрался, и что такое местный Исследовательский институт пермакультуры — Permaculture Research Institute of Montenegro разобраться не успел (группа в фейсбук более-менее живая). А вот Global Ecovillage Network в стране не представлена.

И, конечно, экспатский список также не полон. Про кого не разузнал, добавляйте в коментарии. Относителько русскоговорящих, есть мнение, что:

здесь очень много маленьких локальных сообществ, которые друг про друга ни слова ни звука и не пересекаются в принципе.

Еще одно моё упущение, это Черногория от города Ульцинь и до границы с Албанией, именно албанцами она преимущественно и заселена, и вот это уже настоящий аграрный регион, разница видна даже из окна автомобиля (автостоп сносный вполне).

Далее Албания

Собственно, в Албанию я дальше в мае и поехал, где сосредоточился уже премущественно на местных инициативах как развития деревень, так и сохранения культурного и природного наследия. Вторую неделю сотрудничаю с Ilir Hysan — албанцем с международным опытом по его проекту в деревне Pellumbas в 30 км от столицы страны — Тираны. Совместо с местным жителем этой деревни Илир пробует актуализировать тут среду через устойчивый туризм и локальные инициативы. Подробный отчёт про мои албанские находки см. в “В свете природы и культуры” + небольшой обзор инновационной экосистемы.

***

Для тех, кто как и я сейчас, исследует жизнь за пределами Российской Федерации, могу порекомедовать:

  • свой обзор страховок для добровольных и вынужденных как цифровых, так и более заземлённых кочевников (2022-23),
  • Как с малыми затратами (и экологично) перемещаться из страны в страну.
  • а также заметки о шведских поселениях, поселении в Финляндии и сельской жизни в Латвии [1],[2],[3].

И, возможно, вам будут любопытны мои тексты по мотивам жизни в сельской местности. Например:

  • Экопоселения, родовые поместья, новые фермеры и другие формы жизни на земле в постсоветском пространстве в XXI веке
  • Сельская самодостаточность в Скандинавии
  • Town shifting (тауншифтинг) — переселение в малые города

Как поддержать исследование.

О новых отчётах и тематических событиях сообщаю в телеграм-канале “Проземление”.