Развод — это не просто формальность.
По закону официальное расторжение брака считается своеобразной границей. Имущество, которое супруги купили до развода, будет общим. А то, что приобрели после, — личным.
Но есть нюансы. Если один из супругов докажет, что семья распалась раньше покупки, то сможет оставить вещи себе. В ход идут показания соседей, справки из полиции и даже общая еда в холодильнике.
Что случилось. В 2016 году супруги из Нижегородской области поссорились и разъехались. Мужчина не грустил, а поселился в деревенском доме и начал отношения со старой знакомой. Вскоре он оформил на себя квартиру, купил машину, мотолодку, прицеп и снегоход.
Дело № 2-3/2020
Его жена об этом узнала, вспомнила, что они до сих пор официально не развелись, и решила отсудить себе половину. Она обратилась в суд и потребовала признать дом, квартиру, машину, мотолодку, снегоход и прицеп совместно нажитым имуществом. В квартире и доме жена хотела получить по 1/2 части, а в движимом имуществе — половину стоимости.
Мужчина подал встречный иск. В нем указал, что на момент покупок отношений с супругой у него не было: общее хозяйство они не вели, бюджет был раздельный. Дом действительно купили в браке, но он был непригоден для проживания, поэтому мужчина его снес и построил новый — в два раза больше.
В суде задачей обеих сторон было доказать, когда именно прекратились фактические брачные отношения. От этого зависело, признают ли спорное имущество совместно нажитым. Мужчина утверждал, что разорвал отношения с женой в январе, а женщина — что только в марте. Брак к моменту раздела имущества они уже расторгли.
Как доказывали раздельное проживание. На судебное заседание стороны пригласили свидетелей. Женщина привела общую с бывшим мужем дочь и кадастрового инженера. Дочь пояснила, что ее родители разъехались в марте, сразу после продажи общей квартиры. Кадастровый инженер выезжала на осмотр деревенского дома, но не смогла точно сказать, новый он или достроенный старый.
Мужчина настаивал на том, что разъехался с женой намного раньше, еще до Нового года. В качестве свидетелей он пригласил свою сожительницу, друзей и коллег. Они часто проводили время вместе и подтвердили в суде, что ничего не знают о его официальной супруге: рядом с ним всегда была другая женщина. Уже на празднование 2016 года она накрывала стол в его доме как хозяйка.
Еще мужчина предоставил в качестве доказательства постановление о назначении административного наказания, которое вынесли в начале года. В нем было указано, что тот вечер он провел со своей любовницей.
Что решил суд. По мнению суда, свидания с другой женщиной не говорят о том, что отношения с женой прекратились. Мужчина мог появляться среди друзей с кем угодно, но при этом вести хозяйство с официальной супругой. К тому же никто из свидетелей не мог подтвердить точно, с кем он жил с января по март.
Суд решил ориентироваться на дату продажи совместной квартиры и регистрацию по разным адресам в марте 2016 года, поэтому признал автомобиль, мотолодку и прицеп совместно нажитым имуществом. Мужчину обязали выплатить бывшей жене половину их стоимости, а она должна была вернуть бывшему мужу половину цены иномарки, оформленной на нее.
Снегоход мужчина купил позже весны 2016 года — этот транспорт достался ему целиком.
С квартирой все было проще: ее стороны приобрели еще в браке по ДДУ, но дом достроили уже после развода. Суд разделил квартиру поровну.
Новый дом на общем земельном участке бывшие супруги разделили по мировому соглашению: все хозяйство досталось мужчине, а женщина получила денежную компенсацию.