Найти тему
Заметки бывалого

Новые лекарства от ожирения, которые ошеломили иследователей

В ноябре 2022 года, в штате Калифорния, ожидали результатов горячо ожидаемого испытания препарата. Докладчики — исследователи, связанные с фармацевтической компанией Novo Nordisk, базирующейся в Багсверде, Дания, - не разочаровали. Они описали подробности исследования многообещающего лекарства от ожирения у подростков, группы, которая, как известно, устойчива к такому лечению. Результаты поразили исследователей: еженедельная инъекция в течение почти 16 месяцев, наряду с некоторыми изменениями образа жизни, привели к снижению массы тела по меньшей мере на 20% более чем у трети участников. Предыдущие исследования показали, что препарат семаглутид был столь же впечатляюще эффективен у взрослых.

После десятилетий работы исследователи, наконец, видят признаки успеха: новое поколение лекарств от ожирения , которые резко снижают вес без серьезных побочных эффектов, которые мешали предыдущим попыткам. Эти препараты появляются в эпоху, когда ожирение растет в геометрической прогрессии.

С 1975 года ожирение во всем мире утроилось; в 2016 году по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 40% взрослых имели избыточный вес, а 13% страдали ожирением. С лишним весом часто повышается риск таких заболеваний, как диабет 2 типа, болезни сердца и некоторые виды рака. ВОЗ рекомендует более здоровое питание и физическую активность.

Биологи подтверждают идею о том, что ожирение - это болезнь. В прошлом ученые и общественность часто думали, что людям с ожирением просто не хватает силы воли, чтобы похудеть. Но растет число свидетельств того, что тела большинства людей имеют естественный размер, который бывает трудно изменить. “Организм защитит свой вес”, - говорит Ричард Димарчи, химик из Индианы Университет Блумингтона.

Однако некоторые исследователи опасаются, что эти препараты играют роль в навязчивой идее некоторых обществ быть худыми. Размер тела не всегда является хорошим показателем здоровья. “Я действительно не решаюсь радоваться чему-то, что, по моему мнению , потенциально вредно с точки зрения стигматизации веса”, - говорит Сара Наттер, психолог из Университета Виктории в Канаде, которая специализируется на стигматизации веса.

Картинка из сети интернет.
Картинка из сети интернет.

Существует множество исследовательских вопросов, в том числе о том, кто будет реагировать на лечение и придется ли людям принимать эти препараты всю жизнь — огромное препятствие для доступа, учитывая, что препараты от ожирения также имеют высокую цену.

В 1994 году Фридман, молекулярный генетик из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорк, обнаружил, что дефектный ген кодирует лептин, гормон, который вырабатывается жировой тканью и вызывает чувство сытости . Введение добавок с лептином мышам, которым его не хватало , уменьшало их чувство голода и массу тела. “Это действительно произвело революцию в наших представлениях о биологических основах ожирения и регуляции аппетита”, - говорит Яновски. Последовал взрыв исследований причин ожирения, наряду с исследованиями фармакологических методов лечения. Но эти ранние препараты привели лишь к незначительной потере веса и серьезным побочным эффектам.

Те, кто получал еженедельные инъекции семаглутида, потеряли в среднем 14,9% массы тела после 16 месяцев лечения; те , кто получал плацебо, потеряли в среднем 2,4%. В 2021 году, через четыре года после одобрения его для лечения диабета, FDA одобрило семаглутид для снижения веса для взрослых с ожирением.

Исторически сложилось так, что не было возможности безопасно снизить массу тела более чем 10% с помощью фармакологических методов, говорит Тимо Мюллер, биолог и директор Мюнхенский институт диабета и ожирения имени Гельмгольца. Но эти новые методы лечения также улучшают здоровье сердечно—сосудистой системы, добавляет он , в отличие от предыдущих.

Открытые вопросы

Один большой вопрос, стоящий сейчас перед исследователями заключается в том, нужно ли людям принимать эти лекарства всю жизнь, чтобы поддерживать свой вес. Подгруппа участников клинических испытаний, которые прекратили принимать семаглутид и прекратили вмешательства в образ жизни в ходе исследования , восстановила около двух третей своего потерянного веса через один год.

"Еще неизвестно, кто будет реагировать на эти препараты, а кто нет. Сейчас слишком рано говорить, но препараты, по-видимому, менее эффективны для снижения веса у людей с диабетом 2 типа, чем у тех, у кого его нет. Такие состояния, как жировая болезнь печени и наличие жира вокруг органов, известного как висцеральный жир, также могут влиять на то, как люди реагируют на различные лекарства", говорит Чоп.

Другое исследование показало, что другие проблемы со здоровьем, как правило, являются лучшим предиктором риска смерти человека, чем вес, демонстрируя необходимость учитывать другие факторы, помимо веса, при оценке состояния здоровья, говорит Наттер. “Патологизировать здоровье человека, просто основываясь на его массе тела, потенциально очень, очень вредно”, - добавляет она.

Наттер обеспокоен тем, что люди могут начать эти методы лечения, побочные эффекты которых, такие как тошнота и рвота, могут быть серьезными, чтобы избежать стигматизации веса, а не для удовлетворения истинных потребностей здоровья.

Других беспокоит мысль о том, что эти препараты предлагают быстрое решение проблемы. Это распространенное заблуждение о бариатрической хирургии, говорит Лесли Хайнберг, клинический психолог Кливлендской клиники в Огайо, специализирующийся на бариатрическом поведенческом здоровье и образе тела. “Некоторые люди, которые все еще придерживаются этих ошибочных убеждений, скажут: ”О, теперь люди могут просто принять эту таблетку, и это легкий способ избавиться от ожирения", - говорит она. Тем не менее, спрос на них большой. И хотя эти препараты поступают на рынок, не все, кто в них нуждается, будут иметь к ним доступ. Начнем с того, что они дорогие — семаглутид для похудения под торговой маркой Wegovy стоит около 1300 долларов в месяц — и многие страховые компании в Соединенных Штатах отказываются покрывать расходы, в первую очередь из-за непонимания причин ожирения и рассматривая лечение как "лекарства тщеславия". “Люди говорят о некоторых из этих препаратов как о тех, которые меняют правила игры”, - говорит Пэтти Нец,

Хотя исследователи все еще пытаются разобраться в сложной комбинации причин ожирения, включая генетику, окружающую среду и поведение, многие поддерживают идею о том, что биология играет значительную роль.

Источник Scientific American January 2023

Всем здоровья и удачи!