Найти в Дзене
Страницы истории

Протопоп Аввакум, апологет раскола. Подвижническая жизнь и мученический конец

Протопоп Аввакум Петров – неординарная личность, до сих пор вызывающая много споров. Этот человек отличался огромной силой духа и верой в свои идеалы, он был принципиален и строг и к другим, и к себе. Его мученическая смерть привела к окончательному расколу русской православной церкви.

Александр Коротков в роли протопопа Аввакума. Сериал «Раскол» 2014 год
Александр Коротков в роли протопопа Аввакума. Сериал «Раскол» 2014 год

Суровый священник

Аввакум Петров был родом из Нижегородского уезда. Он родился 5 декабря 1620 года в семье приходского священника и с детства отличался духовной чистотой и глубокой религиозностью. Его усердие и принципиальность в вопросах веры были замечены, и в 22 года он стал диаконом. А еще через два года возглавил церковный приход. Несмотря на молодость, он отличался высокой требовательностью к своей пастве, наказывая прихожан за малозначительные грехи. Причем, одинаково строго относился он как к беднякам, так и к вельможам, жертвующим приходу большие суммы. Но прежде всего он был строг к себе.

В своей книге «Житие протопопа Аввакума» он описывает такой эпизод.

Однажды к Аввакуму на исповедь пришла молодая блудница. Она подробно расписала священнику все грехи. После такого рассказа у молодого священника проснулись естественные плотские желания. Чтобы утихомирить свое взбунтовавшееся тело и преодолеть желание, он простер ладонь над горящими свечами, пока боль не заглушила греховные желания. После этого случая прихожане стали относиться к нему с еще большим уважением.

Продолжая строго следовать законам веры и ведя праведную жизнь, он быстро получил титул протоиерея или протопопа - старший православный священник. К молодому, но строгому и справедливому священнику потянулись верующие, и вскоре к нему стали идти толпы желающих получить совет и благословение.

Аввакум занимался также и экзорцизмом, изгоняя нечистую силу из душевнобольных.

Фанатизм Аввакума иногда, говоря современным языком, просто «зашкаливал». Он сам был аскетом и противником развлечений, и при виде праздных людей просто приходил в ярость. Однажды в село Лопатинцы приехал кочевой цирк, с медведями и музыкантами. Народ собрался на отдых и развлечение. Увидев это, Аввакум с кулаками накинулся на циркачей, он в ярости ломал музыкальные инструменты и даже зашиб одного из медведей. Его ярость напугала даже медведей - второй мишка бросился бежать.

Зато бедные и обиженные, сирые и убогие могли твердо рассчитывать на защиту Аввакума. Как-то прихожанка-вдова пожаловалась, что богатый вельможа силой увел ее дочь. Протопоп заступился за девушку, в итоге вызвал гнев богача на себя. Он сам был избит, а дом Аввакума разорили. Церковное руководство не стало конфликтовать с богатым вельможей и Аввакума перевели в другое село.

Из-за своего крутого нрава Аввакум и там не задержался надолго, так как был чрезмерно строг с прихожанами. Его неоднократно избивали, и в итоге пришлось бунтарю бежать в Москву.

Аввакум в Москве

В Москве Аввакум сдружился с наставником самого царя – будущим патриархом Никоном. Поначалу все складывалось хорошо. Патриарх Иосиф привлек Аввакума к издательству церковных книг, а когда протопоп Казанского собора Иоанн отсутствовал, то Аввакум замещал его. Но так продолжалось недолго. Из друзей Аввакум и Никон превратились в злейших врагов.

После смерти Иосифа патриархом Московским стал Никон и с энтузиазмом принялся за церковные реформы. Никон увлекся греческими богослужебными книгами и стал вносить изменения в церковное богослужение, а Аввакум остался верен древнерусским православным традициям.

Аввакум уловил в грекофильстве сторонников реформ Никона западническую ориентацию и выразил это в горьком восклицании:

«Что-то тебе, Русь, захотелось немецких порядков и обычаев!».

Он даже писал челобитную царю Алексею Михайловичу, но тот принял реформы Никона. Начался раскол.

Ссылка в Сибирь

Осенью 1653-го протопопа-старообрядца схватили и сослали в Андроников монастырь. Он сидел в сыром подвале, его не кормили трое суток, но смирения от священника-бунтаря не дождались. Патриарх Никон велел даже расстричь Аввакума, но за него вступился Алексей Михайлович, и сан ему оставили. Но сослали в Тобольск. Но и там он продолжал критиковать никонианство, потому был сослан еще дальше - в Забайкалье. Там досталось не только Никону, но и Нерчинскому воеводе Пашкову. Аввакум опять был избит и посажен в острог, где он провел всю зиму.

Весной бунтаря выпустили, но направили в полк, который через Байкал, Амур и Шилку направлялся на восток. Экспедиция оказалась невероятно тяжелой – от голода и невероятных трудностей много людей умерло по дороге. Не дошли и два малолетних сына Аввакума.

Шесть лет провёл Аввакум в Забайкалье. Он терпел не только лишения и потерю близких, но и преследования воеводы Пашкова, которого постоянно обличал и критиковал.

Возвращение в Москву

В 1663 году патриарх Никон попал в опалу, и царь Алексей Михайлович вернул протопопа в Москву. Он даже предложил протопопу стать его духовником, но Аввакум отказался, так как понимал, что царь уже отошел от старых канонов православия.

Аввакум продолжал отстаивать каноны старой веры и делал это в свойственной ему категоричной и крайне жесткой манере, не смотря на чины (доставалось и царю) и не думая о последствиях. Он продолжал публично креститься двумя перстами и носить восьмиконечный крест. Он нажил себе много новых врагов и лишился милости государя. Поэтому был отправлен в новую ссылку - в Архангельская область.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века

Царь надеялся, что лишения и скитания образумят непокорного священника. Но тот был непреклонен в отстаивании своих идеалов веры. В 1666 году его вызвали в Москву и после очередных неудачных уговоров он по решению церковного суда был отлучен от церкви и лишен сана. В гневе Аввакум тут же проклял и наложил анафему на архиереев. И опять отправился в очередную ссылку.

Расстрижение Аввакума вызвало большое возмущение как в народе, так и во многих боярских домах. И даже при дворе, так как сестра царя, царевна Ирина Михайловна, которая ходатайствовала перед царем за Аввакума, в день его расстрижения имела «великое нестроение» с царём.

Последняя ссылка

Аввакум опять был отправлен в ссылку, в заполярный Пустозерск. Его поселили в срубе, вкопанном в промерзшую землю. Здесь он провел четырнадцать лет, питаясь только хлебом и водой. Он продолжал проповедовать, и с верными людьми рассылал своим последователям послания – приходившие к нему богомольцы покидали его с запрятанными в посохах письмами.

Так им была написана книга «Житие протопопа Аввакума», первый пример художественной автобиографии.

Мученическая смерть

В 1676 году умер царь Алексей Михайлович, трон перешел к его сыну, Федору Алексеевичу. Аввакум решил, что сможет вернуть молодого царя в «истинную веру» и обратился к государю с письмом. Он описал ему свой сон, что якобы видел, что его отец, Алексей Михайлович, горит адским пламенем за принятие никонианского учения.

Аввакум даже не мог предполагать, насколько это письмо выведет из себя царя. Федор Алексеевич обвинил самого Аввакума в клевете на царский дом и в том, что это его действия привели к расколу в церкви.

24 апреля 1682 года Аввакум и его последователи Лазарь, Епифаний и Федор были жестоко казнены – их сожгли заживо в срубе. Последними словами Аввакума были:

«Храните веру старую».
Кадр из сериала Раскол
Кадр из сериала Раскол

Две главные женщины в жизни протопопа

В жизни самого известного раскольника было две значимые женщины.

Первой была Настасья Марковна, супруга протопопа. Они поженились, когда были еще почти детьми – ему было 17, ей 14. Настасья родила ему девять детей. Супруга поддерживала Аввакума в его взглядах и всегда была рядом, деля с ним все невзгоды, без слез и упреков.

Однажды измученная Настасья задала мужу вопрос, долго ли они еще будут мучиться. На что Аввакум ответил, что до самой смерти. На что супруга произнесла:

«Добро, Петрович, ино еще побредем».

Своим примером Настасья вдохновляла женщин, которые отправлялись вслед за мужьями в неизвестное будущее, оставив благоустроенную жизнь. Ее ответ стал для них своеобразным девизом.

Анастасия ушла из жизни раньше Аввакума.

Второй женщиной была боярыня Феодосия Морозова, его духовная ученица. Как и учитель, она приняла мученическую смерть, но осталась верной своим убеждениям.