Найти тему

Аутизм у ребенка - особенности питания. Мой личный опыт.

Аутизм не приговор. Научить ребёнка правильно питаться возможно.
Аутизм не приговор. Научить ребёнка правильно питаться возможно.

В этой публикации я рассмотрю взаимодействие с детьми с РАС. Конечно, я буду опираться на свой личный опыт, так как у моего сына как раз этот диагноз. 

До 1.5 лет ребенок развивался вполне нормально, но после длительной операции на сердце пошли заметные изменения и отклонения от нормы. 

Как это выражалось в питании:

• Рацион сузился до сухой гречневой крупы и сухой лапши ролтон. Все попытки накормить заканчивались диким скандалом.

• Сладости шли на ура! Но не любые, строго определенные и конечно очень вредные. Здесь практически все совершают одну и ту же ошибку. Ребенок ест только сладости и больше ничего, родители идут у ребенка на поводу, и получается замкнутый круг. В итоге детское ожирение, проблемы со здоровьем. Ребенок начинает умело манипулировать. Не хочу никого судить, я сама прошла через этот этап манипуляций и скандалов. Зубы были безвозвратно испорчены, только спустя 1-2 года мы нормализовали поток сладкого в организм сына.

• Постепенно добавилась жареная картошка, и через 1-2 года после этого борщ. 

Любые попытки накормить чем-то другим встречали решительный отказ. Это не похоже на капризы нормотипичных детей, это практически борьба за жизнь. Мой ребенок реагировал таким образом, как если бы я стояла с ножом и предложила отрезать ему палец, звучит конечно жутковато, но его ужас от новых непривычных продуктов был очень яркий.

Я уже смирилась с сухой гречкой, как-то я ее помыла и положила сушиться на противень. Гречка немного разбухла, я увидела, что сын ее ест. Потом я стала потихоньку замачивать гречку, она зашла в рацион в размягченном виде. 

Когда к нам домой пришла логопед, я поставила на стол порезанные дольками яблоки, мы стали есть их и обсуждать вопросы, касаемые занятий. Сын посмотрел на нас и тоже присоединился к трапезе. 

И таких «случайных» моментов было достаточно много. 

Новая еда стала вызывать интерес при многих сопутствующих факторах, а именно: обстановка, компания людей, эмоции, которые сопровождали эту еду. 

И важный момент – на ребенка в этот момент не обращали внимания, он был рядом, но сам по себе. Так в нашу жизнь вошли яблоки, капуста, виноград (всего уже не вспомню).

Дальше была опять стагнация, рацион оставался прежним, новые продукты опять отвергались. Примерно в 6 лет я и муж просто несколько раз запихали в рот сыну творог, сначала ребенок орал, потом все-таки разжевал то, что осталось во рту. Следующую ложку творога он уже положил в рот сам, плакал, но съел. Дальше он начал есть творог спокойно. Молочная каша не зашла совсем, и я решила не настаивать.

Примерно в 6-7 лет у сына пошла более-менее внятная речь, появилась возможность договариваться. Мы стали уговорами и угрозами пробовать расширять рацион. До этого возраста оставался борщ, гречка, жареная картошка и яблоки, редко творог. 

Чем больше появлялось осознанности у сына, тем меньше сопротивления было с его стороны. 

К 8-9 годам в рацион добавилось мясо, после поездки за город на шашлыки, в 9-10 лет добавились домашние пельмени. И только с 11 лет у меня появилась возможность с помощью маркетинговых приемов предлагать другие продукты.

Проблема была с готовой едой, по отдельности сын мог есть все продукты, но в готовом блюде он их отвергал. Мы стали вместе готовить, я рассказывала ему о пользе каждого ингредиента, рассказывала, чем полезен каждый нутриент. 

Эмоциональная окраска, логические доводы, акцент на пользе и личная причастность сына делали свое дело. Он стал потихоньку еще расширять свои пищевые привычки, добавился куриный суп, грибной суп. Про грибной суп: это блюдо вошло в рацион, после того, как сын сходил с дедушкой за грибами, сам собрал опята, бабушка сварила им суп и он его с удовольствием съел.

Аутизм (РАС) это очень широкий спектр расстройств, каждый аутист может быть не похож на другого. Но тенденция к тому, что эти ребята все пропускают через логику, очень заметна. С ними сложно в том плане, что они не принимают того, чего не понимают. А все на свете объяснять, терпеливо рассказывать у родителей не хватает сил и времени. 

Сейчас моему сыну 14 лет, с ним становиться гораздо проще общаться, он тоже постоянно старается, формулирует свои мысли и ощущения.

Я очень благодарна ассоциации «Аутизм Победим» они очень сильно помогли сыну и нашей семье научиться общаться, слышать друг друга, понимать своего ребенка. Ведь эти дети еще и очень ловко манипулируют своим состоянием, специалисты в ассоциации учили нас отличать где ребенок манипулирует, включает поведенческие реакции, а где действительно есть проблема. Очень много положительной динамики достигли именно там. 

Если вам интересно, я могу поделиться своим опытом. 

Пишите в комментариях, что бы вы хотели узнать. 

Я не даю никаких рекомендаций, делюсь своим опытом, а кто ищет способ как решить проблему, обязательно найдёт. 

#аутизм #аутизмуребенка #детский аутизм #питание #еда #какнаучитьребенкаесть #воспитание #расширитьрацион #рацион #правильноепитание #диетолог