Кто бы мог подумать, что знаменитая пожарская котлета, оказывается, родом из Торжка. Ее история началась в конце XVIII века, когда ямщик Дмитрий Пожарский выстроил в этом городке свой постоялый двор. Мы нашли это здание, путешествуя по городу с собаками.
Адрес: Торжок, улица Дзержинского, 48.
А вот так гостиница выглядела век назад на снимке Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Гостиница А. Г. Барскова (бывшая Федухина-Пожарского) в городе Торжке:
На вывесках в центре: «Гостинница и номера для приезжающих А. Г. Барскова быв. Федухина-Пожарскаго.», справа – «Варшавский магазин С.А. Паричка», вверху – «ЭЛЕКТОТЕАТР».
Оригинал снимка хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 0052. Реставрацию выполнили Константин и Владимир Ходаковские. Интересно, что это фото не вошло ни в один альбом Мастера, которые он обычно формировал по территориальному принципу, например, «Мурманская железная дорога», или «Бассейн реки Волга».
Гастрономический туризм
Торжок играл роль промежуточного пункта в торговле центральных городов России с Петербургом и заграницей. Представители царского дома, чиновники, деятели науки, литературы и искусства, проезжая из Петербурга в Москву, останавливались для отдыха и смены лошадей в гостиницах Торжка, среди которых большой популярностью пользовалась гостиница Пожарского.
А в 1811 году это пока ещё ничем не примечательное заведение унаследовал сын Дмитрия Пожарского, Евдоким Дмитриевич, который сумел накопить состояние, позволившие ему в возрасте 57 лет стать купцом третьей гильдии. В 1834 году он завещал гостиницу своей дочери – Дарье Евдокимовне Пожарской. С этого момента и начался золотой период гостиницы Пожарских. Семейное предприятие – обычное дело.
Дарья Евдокимовна была искусной поварихой, именно она придумала знаменитое блюдо и ввела его в меню заведения.
Историк и искусствовед А. Греч писал о ресторане гостиницы: «Когда- то славился Торжок своей ресторацией, а ресторация – пожарскими котлетами. Проездом воспел их Пушкин, проездом написал Брюллов акварелью портрет хозяйки знаменитого путевого трактира»…
И действительно, Пушкин в письме к Соболевскому, составляя шуточный путеводитель для своего друга, называет гостиницу Пожарского одной из лучших.
Именно в Торжке мы впервые столкнулись с популярнейшим зарифмованным туристическим маршрутом алко-культ-просвет-поездке по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья». Пардон, нашли пример гастрономического тура обозначенного нашим всем – Александром Сергеевичем – в своем зарифмованном письме к другу Соболевскому.
Если быть точными, то Пушкин никогда не останавливался в гостинице Пожарских. Он жил вот в этом здании через перекресток:
Напротив знаменитой гостиницы – аллея 50-летия ВКЛСМ. Здание лучше всего рассматривать как раз с нее.
Пушкин Пушкиным, но по пути из Петербурга в Москву и обратно постояльцами гостиницы были многие деятели русской культуры (в 1840-х – В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, в 1856 г. – А.Н. Островский, в 1881 году – Л.Н. Толстой и др.). До соединения двух столиц – старой и новой – железной дорогой при проезде через Торжок в гостинице Федухина-Пожарского постоянно останавливалась императорская фамилия. Гостиница на Ямской стала приютом для многих талантливых поэтов и писателей.
Кстати, она была недешевым заведением, но держать марку безукоризненно к концу 1830-х годов стало трудно. Вот почему в начале 1840 года Дарья Евдокимовна обращается с прошением в губернскую дорожную и строительную комиссию о строительстве деревянного на каменном низе дома. При доме указывались постройки: деревянная на каменном фундаменте кухня, каретный сарай, конюшни, погреба.
Постройка 18 века была разобрана, и в течение последних летних и осенних месяцев стремительно шло строительство нового здания, большего по размеру, чем предыдущее. Новая гостиница Пожарских была возведена в стиле ампир: нижний этаж – кирпичный, верхний – деревянный, здание оштукатурено. Особую нарядность придавали эркеры – окна-фонари. Пожарская тщательно готовилась к открытию гостиницы. Была закуплена роскошная мебель, картины, зеркала, занавески, предметы гостиничного быта – все самое модное и дорогое, какого не было ни в одной из гостиниц по всей Государевой дороге.
Портрет Д.Е. Пожарской
Еще при жизни отца Дарья Евдокимовна слыла гостеприимной хозяйкой. Обходительная, красивая женщина, знавшая себе цену и умевшая сохранить достоинство, она готова была угодить и царской чете с многочисленной свитой, капризным иностранцам и бесчисленным постояльцам без особых отличий и регалий, которые не забывали отметить ее редкий талант гостеприимства.
В последние десятилетия жизни Дарьи Пожарских гостиница достигла пика своей славы, но не вечным оказалось устойчивое положение прославленного семейного дела. Николаевская железная дорога, соединившая в 1861 году Петербург с Москвой, нанесла непоправимый урон ямщицкому промыслу и отельному бизнесу, сократился проезд по шоссе, уменьшились доходы.
После смерти Пожарской все, что с такой любовью десятилетиями приобретала для гостиницы ее хозяйка, пошло с молотка. Большую часть гостиничной мебели купил Павел Евдокимович Федухин. Он же в 1857 году купил и дом Пожарских, сохранив в нем трактир, несколько номеров для постояльцев и сафьяновую лавку.
В 1905 году здание гостиницы на Ямской купил А.Е. Барсков, сдавший часть помещений второго этажа под купеческий клуб. В специально оборудованном зале ставились любительские спектакли, устраивались танцевальные вечера.
В 1905-1907 годах в зале проходили открытые земские собрания, а 27 октября (9 ноября) 1917 года здесь состоялось экстренное заседание Совета рабочих и крестьянских депутатов, провозгласившее Советскую власть в Торжке и уезде, на собрании был избран временный революционный комитет.
В 1917-1920 годах в здании работал исполком Новоторжского уездного Совета. В 1920-1922 годах размещался клуб пожарного общества, с 1922 года – клуб железнодорожников имени Парижской коммуны.
19 июля 2002 года в здании произошел пожар, полностью уничтоживший второй этаж (деревянный оштукатуренный). Казалось, с пожаром 2002 года мы навсегда утратили эту частичку кулинарной и отельной истории России. Но здание удалось восстановить.
На данный момент здание принадлежит Всероссийскому историко-этнографическому музею. В нем проводятся главные культурные мероприятия Торжка. Филармонические концерты, литературные чтения, музыкальные вечера. Но, если честно, нам хотелось бы видеть продолжение традиции – отель с рестораном в этом доме был бы весьма кстати.
Размечтались остановиться в Торжке у Пожарских... Но прекрасно понимаем, что ни один из отельеров не решится сейчас выкупить здание у города с социальными обязательствами, скоро впору будет весь гостиничный и туристический бизнес спасать, не до покупок и реставрации гостиниц. А если говорить о реставрации, она и вовсе по карману только сетевикам. Представили «Хилтон» или «Марриотт» в Торжке?! Вот и мы о том же! А таких исторических местечек по России масса!
А остановились мы в Торжке в не менее интересном месте. Аутентичный и атмосферный хостел с номером «люкс» в Торжке. «Заезжий итальянец в вашем номере 2 месяца жил!», – не без гордости сообщила дежурный администратор, выдавая ключи...
Вернемся к котлетам
Куриные котлеты были для всех проезжающих лакомой приманкой в трактире Пожарских – ароматные, в хрустящих сухариках, с румяной корочкой! И отведать их можно было только «на досуге» – впрок котлеты не готовились, их подавали с пылу, с жару. В нижнем ярусе находилась другая приманка для путешественников – лавка с сафьяновыми изделиями – сапожками, поясками, ридикюлями, расшитыми новоторжскими мастерицами золотом и серебром.
Сейчас пожарские котлеты – гастрономический символ Торжка. Туристы специально приезжают отведать это легендарное лакомство. С 2016 года в Торжке даже проводится целый фестиваль, посвещенный пожарским котлетам, на котором любой желающий может продемонстрировать свой фирменный рецепт и посостязаться с именитыми поварами.
Писательница А. Ишимова записала еще в 1844 году: «... Быть в Торжке и не съесть Пожарской котлетки кажется делом невозможным для многих путешественников...».
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас