Александр Яковлев писал портрет Анны Павловой в своей маленькой мастерской на Монмартре. Тогда, во время гастролей в Париже в 1921 году, легендарная балерина позировала сразу двум художникам — Яковлеву и его другу Василию Шухаеву. Последний завершил работу в тот же год и даже показал её на выставках в Париже и Брюсселе. А вот Яковлев работал над портретом ещё три года и закончил его только в 1924-м.
На полотне Яковлева балерина представлена в более торжественной обстановке, чем у Шухаева. Хотя в этих портретах много общего… Надо сказать, балерина вдохновила не только этих мастеров кисти. Практически в это же время портрет Анны Павловой написал художник Савелий Сорин. Французское правительство приобрело его для Люксембургского музея в Париже. Балерину рисовали также Валентин Серов, Лев Бакст… Но только на портрете Яковлева она такая пластичная и утончённая.
Великая Павлова
Яковлев изобразил Анну Павлову в полный рост при полном параде на фоне кулис и впечатляющего беломраморного театрального фойе. Наклон головы, корпуса, позиция рук и ног свидетельствуют о том, что она готовится выпорхнуть на сцену. Кажется, сейчас она сделает шаг и вот он — счастливый миг! На сцене – великая Павлова, которой зритель будет аплодировать стоя…
Каждый фрагмент портрета детально прорисован и композиционно выверен. Пышная полупрозрачная юбка в несколько слоёв, которая кажется может зашелестеть от лёгкого движения. Розовые пуанты и прекрасный венок из роз, украшающий собранные на затылке волосы. Нежный тон пастельного наряда перекликаются с архитектурными элементами. Величественная лестница с классическими балясинами и мраморные колонны, тяжёлый бархат кулис и диагональ ковров.
Некоторое время произведение хранилось у артистки антрепризы Сергея Дягилева Татьяны Пьянковой. В 1983 году её ученица Эвелин Курнан передала этот портрет в дар Третьяковской галерее. Увидеть его можно в зале № 12 Новой Третьяковки.
Рассматривая портрет, невольно спрашиваешь себя, что Павлова танцевала в этом костюме? Известно, что репертуар классического балета ограничивает число партий этуалей, для которых используется воздушное белое платье с юбкой до икр.
В репертуаре Павловой таких партий было две: виллиса в балете «Жизель» Адольфа Адана и лесная нимфа Сильфида в «Шопениане» — спектакле, созданном Михаилом Фокиным в 1907 году на музыку Фредерика Шопена.
Оба эти балета были знаковыми в творчестве Анны Павловой. Современники утверждают, что созданный балериной образ Жизели приводил зрителей в невероятный восторг. Вот как об этом вспоминает танцовщица труппы Павловой Сильвия Кэркуайт:
«Многие члены её труппы могут рассказать, как она трогала всех до слез – даже во время репетиций – в сцене безумия в первом акте «Жизели». Все верили, что это была молодая девушка, потерявшая рассудок. А когда во втором действии она вставала из гроба, нам становилось страшно. Это испытывали не один-два человека с особо чувствительными нервами, а все без исключения, причём неизменно на каждом представлении».
Но искусствоведам удалось установить, что для портрета Яковлева Павлова позировала именно в костюме из балета «Шопениана». К сожалению, само платье в коллекциях музеев найти не удалось, однако сохранилось много фотографий балерины в этом наряде.
Семья Яковлевых
Александр Евгеньевич Яковлев – замечательный русский художник, родился в талантливой семье. Его отец Евгений Александрович был инженером, он изобрёл отечественный двигатель внутреннего сгорания. Кроме того, основал, а потом стал владельцем первого российского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан» с г. Санкт-Петербурге, — ред). Мать Софья Петровна Кузьмина стала первой в России женщиной, получившей звание доктора математических наук. Сестра Александра — знаменитая российская и французская оперная певица, признанный педагог по вокалу. Старший брат Алексей, более известный под именем Алексис Джексон, после Октябрьской революции эмигрировал в США. Он был архитектором и инженером, одним из первых авиаторов.
Племянница Татьяна Яковлева — французский и американский модельер, художник-дизайнер, возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которой он посвятил два стихотворения. Вторая племянница Людмила известна как французская балерина, актриса, модель…
Талант художника
В Яковлеве рано проявился талант художника. После окончания гимназии он поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. С 1907 года занимается в мастерской Дмитрия Кардовского, где знакомится с Борисом Григорьевым и Василием Шухаевым. Дружба и сотрудничество с последним продолжались всю жизнь.
С 1909 года Яковлев участвует в выставках Союза русских художников, членом которого стал в 1911, и в выставках объединения «Мир искусства», куда вступает в 1913 году. Обращается он и к графике. Довольно активно сотрудничает с журналами «Аполлон», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива».
В 1913 году за конкурсные картины «В бане» и «Купание» получает звание и право на четырёхлетнее заграничное пенсионерство. Вместе с Шухаевым они едут в Италию и изучают живопись Возрождения. Созданные в тот период работы он покажет в 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде.
Вернувшись в Россию, Яковлев живёт в Петрограде. Он преподаёт на высших архитектурных курсах Елены Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове, куда его пригласили сестры Бенуа.
Параллельно увлекается станковой и монументальной живописью, участвует в оформлении литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов»… Вместе с другом Шухаевым расписывает плафон на тему «Девяти муз» для московского особняка Фирсановых на Пречистенке.
Кроме того, создаёт эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия), для зала ожидания Казанского вокзала в Москве.
В 1917 году, благодаря стипендии Академии художеств, Яковлев отправляется в новую командировку. В этот раз пункт назначения Дальний Восток. Художник посещает Монголию, Китай, Японию, где живёт с рыбаками на острове Осима и учится у них подводному плаванию. Изучает китайский и японский театр, пишет портреты, делает зарисовки этнографического характера и удивительные фотографии, в том числе подводные снимки.
Находясь в Пекине, Александр Яковлев узнаёт об Октябрьской революции и принимает решение остаться за границей. Он уже никогда больше не вернётся на родину, не увидит сына, который умер в 1918 году, и жену, актрису эстрады Беллу Георгиевну Шеншеву, покончившую с собой в 1929 году.
Париж
В 1919 году Яковлев приезжает в Париж, снимает крошечную комнату на Монмартре. И уже в апреле 1920 в парижской галерее «Барбазанж» проходит выставка из 169 его работ на темы Востока. Парижское общество встречает его благосклонно. Более того, в 1922 году знаменитый издатель Люсьен Вогель выпускает роскошную книгу с пятьюдесятью работами художника — «Рисунки и картины Дальнего Востока». Франция высокого оценила русского художника. В 1926 году Александр Яковлев становится кавалером ордена Почётного легиона.
Его выставки проходят во многих городах мира: Нью-Йорк, Амстердам, Брюссель, Копенгаген, Белград… К слову, не забыли его и на родине. В 1928 году работы Яковлева демонстрировались в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде.
В качестве официального художника Александр Яковлев принимает участие в двух экспедициях, организованных фирмой «Ситроен», в Африку и Азию… В 1934 году Яковлева приглашают в США возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Он много путешествует по США и Мексике, организует выставки. Словом, фортуна явно ему улыбается. Все неожиданно обрывается в 1937 году. По состоянию здоровья художник возвращается в Париж, где умирает во время операции.
Художник Александр Бенуа сказал о творчестве Яковлева следующее: «В средние века Яковлева заподозрили бы в колдовстве и пользовании услугами нечистой силы, каждому такому «документу» веришь, как самой безошибочной фотографии. Но разумеется, здесь нечто большее, нежели фотография»… На мой взгляд, это высшая степень признания мастерства.
О Павловой
Анна Павловна Павлова (настоящее отчество Матвеевна) — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах. Блистала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. С начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой, выступив более чем в 40 странах, во многих впервые представляя искусство балета.
Гастроли одной из величайших балерин XX века Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
Павлова хотела, чтобы её кремировали согласно древнеиндейскому обряду, и её друг и импресарио Виктор Дандре выполнил это завещание. Сейчас урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.
Интересные факты
Если верить художнику Константину Сомову, когда Павлову сожгли, пепла было так много, что он не уместился в урну, и присутствующие унесли его, завернув в газетную бумагу.
Музыкальный эпизод «Умирающий лебедь» фигурировал в моноспектакле Андрея Денникова «Исповедь хулигана», символизируя как образ самой Анны Павловой, так и судьбу послереволюционной русской эмиграции.
В лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продаются билеты: они предназначены для призраков Анны Павловой и актёра Айвора Новелло.
Автор: Наталья Швец
Источник: https://litclubbs.ru/posts/5360-aleksandr-jakovlev-i-ego-portret-baleriny-anny-pavlovoi.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь и ставьте лайк.
Читайте также: