— Привет, Лен, блинов напекла, а есть одной скучно — муж с утра в гараже. Приходи, кофейку попьем, — предложила Ольга своей соседке, позвонив ей по телефону.
— Привет, а у меня конфетки вкусные есть, сейчас принесу, жди.
Через пять минут раздался звонок в дверь и Ольга поторопилась в прихожую.
— Ты ж только про конфеты говорила, — улыбнулась женщина, увидев в руках у Лены тарелку с печеньем и коробку конфет.
— Так я тоже напекла, воскресенье же, а мой сегодня на смене,— пояснила соседка.
Пока Ольга разливала кофе по чашкам, Лена открывала коробку конфет.
— Я в детстве “Птичье молоко” любила, да и сейчас ем с удовольствием, — сообщила соседка, разглядывая название конфет.
— И я любила, — улыбнулась Ольга, — а еще помнишь, “Мишка на Севере”, “Кара-Кум”.
— Ага, а я “Маску” обожала и “Красный мак”, даже фантики собирала.
— Да, золотое было время…,— с легкой ностальгией в голосе произнесла Ольга.
— Ну не сказала бы, — не согласилась с ней Лена.
— Почему? — искренне удивилась хозяйка, — пришла из школы, уроки сделала — и гулять, пока мама вечером не позовет.
— Ну, это может у тебя так, а я пришла из школы и мамины поручения выполнять, особенно если суббота — пыль протереть, полы помыть, по хозяйству помочь. Это ты жила в городе, а мое детство в деревне прошло. Дом большой, хозяйство, работы хватало.
— Ну да, я городская, — согласилась Ольга, — ну ты ж тоже не все время убирала и по хозяйству помогала.
— Ага, не все… Лет до семи может и не помогала, не помню точно. А как в школу пошла и началось… убери, полей, кур покорми. А когда женихи появились у одноклассниц — у меня сестренка подросла и мама ее на меня скинула. Все мои подруги с ребятами гуляют, а я с Катькой сижу. Было однажды — отпустила меня мама на танцы, я обрадовалась — отделалась от сестры. Быстро собралась, нарядилась, а она вдруг вспомнила — огород полить надо и я как дyра — стою посреди двора в туфлях на шпильках. А что делать? Сняла, ноги в тапки сунула и пошла поливать. Можешь представить какая я с огорода вышла? Побежала переодеваться… — Лена обиженным взглядом посмотрела на Ольгу, видно задели ее душу эти воспоминания.
— А меня баловали, — задумчиво произнесла Ольга, — ничего я дома не делала. Даже посуду за собой не мыла. Бывало моет мама полы, а я в кресле сижу, по телефону с женихами разговариваю. Сейчас стыдно становится.
— А я и есть готовила и Катьку кормила и уроки делала, все сразу.
— Я готовить вообще не умела.
— А замуж выходила — научилась же?
— Нет, ну там яичницу пожарить, печенье испечь.
— И всё? — у Лены от удивления аж глаза округлились.
— Всё. Всему училась уже будучи замужем, — засмеялась хозяйка, — досталось мужу. Помню свои пироги первые. Размером с ладонь, как лапти. Расстроилась… А бабушка попробовала и сказала, что так-то вкусные, только муки мало. Ну я и успокоилась. На второй раз уже отличные получились. Помню как борщ училась варить,— улыбнулась своим воспоминаниям Ольга.
— А я всё умела, даже консервацией занималась. Летом мама уйдет на работу, а мне надо банки все перемыть, овощи тоже. Потом по банкам все разложить. Вечером мама приходила и маринадом заливала. Каждый день дела какие-то находились. Все на речку идут, а я на кухню, — вздохнула Лена, беря конфетку, — ты и на море наверно ездила?
— Да, было дело, не часто конечно, но ездили.
— А я каждое лето в огороде — то полей, то прополи, то ягоды собери,— Лена отправила в рот очередную конфету.
— А у меня одна бабушка в городе жила, а вторая в деревне. Я иногда ездила туда, но ничего я там не делала и не заставлял никто. Бабушка клубники соберет, помоет и несет мне в миске большой — вкусно… А вареники какие она с вишней готовила... ммм…большие, пухнатые, ешь, а по рукам сок течет, — Ольга блаженно закатила глаза.
— А я сама и клубнику ведрами собирала, и вишню, и абрикосы. Мама варенье тазиками варила, — вздохнула соседка.
— Мы на рынке покупали и варили. А велик у тебя был? — вдруг спросила Ольга.
— Был, так ездить на нем особо некогда было, так, иногда бывало, за горохом да за кукурузой.
— И у меня был. Помню только мне его купили, я и поехала сразу кататься,— вспомнила еще момент из детства Ольга,— еду счастливая, замечталась и в поворот не вписалась. Со всей скорости прямо в дерево врезалась. С велосипеда свалилась, коленки поцарапала, ужас. Но весело было. В кино с подружками ходили, в кафе, в парк. Нет, все таки золотое у меня было детство.
Лена сидела задумчивая и не спеша доедала очередной блинчик. Ольга пододвинула ей тарелку с блинами поближе.
— А знаешь, мама сейчас меня иногда спрашивает — почему я не люблю Катьку. А как я ее буду любить, если из-за нее у меня и детства-то не было. Я сколько себя помню — она все время со мной. И характер противный был — уже когда она подросла, могла и одна дома посидеть, а все время за меня цеплялась. Хвостом за мной везде ходила, да еще и мамке все рассказывала. Наверно, мы поэтому и не общаемся с ней особо, так, звоним друг другу по праздникам. А ты блинов столько напекла зачем? — переключила свое внимание соседка на гору блинов в тарелке.
— Да по привычке, — улыбнулась Ольга,— забываю, что сын теперь женатый серьезный мужчина и живет отдельно.
— И я иногда забываю, — загрустила Лена, — утром особенно, начну завтрак готовить и вспоминаю, что вдвоем с мужем остались. Хорошие у нас с тобой сыновья выросли.
У обеих женщин дети учились в одном классе и получилось так, что и женились практически в одно время. Обе мамы еще не привыкли, что у сыновей свои семьи и живут они уже отдельно, поэтому иногда грустили.
— Хорошие,— согласилась Ольга.
— А в школе не отличались примерным поведением,— засмеялась соседка,— помнишь, как нас с тобой завуч вызвала и отчитывала за то, что они девчонкам тараканов в коробочках в портфели подсовывали?
— Помню, — захохотала Ольга, — давай еще по чашечке, — и не дожидаясь ответа, встала и начала готовить новую порцию кофе.
— А знаешь, Оль, — задумчиво сказала соседка, — мы вот с тобой и замуж примерно в одно и то же время вышли, и сыновей родили и живем рядом…
Ольга повернулась к Лене и вопросительно на нее посмотрела.
—... только вот у тебя счастливое детство было, а я про свое так не могу сказать. Мне мама все время говорила : “Надо все уметь делать, а то замуж не возьмут.” А потом как подросла, чуть по другому стала говорить: ”Семья — это работа, как замуж выйдешь — поздно будет учится, надо уже все уметь”. А я и слушала. Теперь ненaвижу и посуду мыть, и убирать, и в огороде работать. Хорошо, что родители согласились дом продать, теперь в квартире живут, без огорода. Ладно, что-то я раскисла как-то, не обращай внимания, накатило. Наливай свой кофе.
— А говорят, что в наше время у всех было детство счастливое, — задумчиво произнесла Ольга.
— Ошибаются… А коньячка у тебя нет? — неожиданно поинтересовалась Лена.
— Есть, конечно. По капельке, в кофеёк?
— Ага, с блинчиками да с конфетками…