Найти тему
МК Екатеринбург

Свердловские подростки рассказали, как относятся к раннему началу трудовой деятельности

Многие подростки сегодня стремятся начать зарабатывать как можно раньше. Кто-то – по нужде, а кто-то стремится скорее слезть с родительской шеи. Для упрощения их раннего трудоустройства внесено предложение о поправке в действующий Трудовой кодекс РФ, разрешающий подросткам работать с четырнадцати лет без согласия родителей или органов опеки.

    «Подросток нуждается в повышении самооценки так же, как в деньгах». Фото: racool_studio / freepik.com
«Подросток нуждается в повышении самооценки так же, как в деньгах». Фото: racool_studio / freepik.com

Говорить о том, что дети изменились и теперь взрослеют раньше, некорректно. В России дети издревле работали с малых лет. Ещё когда наша страна была в основном аграрной, крестьянские дети наравне со взрослыми возделывали поля, следили за скотом и своими младшими братьями и сёстрами.

С началом индустриализации рабочих рук стало не хватать. Поэтому вместе с отцами на заводах обучались и работали дети.

На нашем, уральском заводе Демидовых, например, детской работой считалось носить руду на «пожоги», то есть перекладывать руду с брёвнами и углём для обжигания; также дети занимались здесь изготовлением сосудов из меди.

Лишь в 1884 году новый министр финансов Николай Бунге ограничил детский труд, запретив эксплуатировать на производстве детей до двенадцати лет. Он также ограничил рабочий день детей старше двенадцати лет до восьми часов. А в 1917 году большевики выпустили «Кодекс законов о труде РСФСР», в котором запретили детский труд.

Однако газеты времён коллективизации активно писали о том, как дети работают в колхозах по шесть часов в день. А городских детей вывозили на работу в поля копать картошку. Такая работа могла продолжаться от пары недель до пары месяцев. Даже наши родители помнят, как в первый месяц учебного года они работали в поле, убирая лук, картошку, турнепс.

Детский труд был всегда. И сейчас тоже многие дети хотят работать. Они полны сил и энергии, игры надоедают, появляются новые интересы, желания растут, и на всё нужны деньги! А, может, их толкает на работу нужда? Может, они стремятся отдать долг родителям, которые дали им жизнь и вскормили их?

Мы поспрашивали у молодых людей, со скольки лет они работают и зачем.

Александра работает с пятнадцати лет. Она была и дизайнером, и смм-менеджером, и редактировала документы. Но основная её работа – музыкальный терапевт, работа с детьми. Бывало, она одновременно вкалывала в четырёх разных местах. Пошла Александра на работу, чтобы самой зарабатывать, снять с родителей обязанность постоянно давать ей деньги на карманные расходы. И она продолжает это делать, потому что иначе «родители бы сошли с ума от её запросов».

Андрей пошёл на работу в шестнадцать. Сначала он подрабатывал тем, что делал ремонт в новых домах. А потом его взяли на завод по знакомству, стажёром. «Я наконец-то позволил себе то, что хотел, без зазрения совести. С первой же зарплаты я купил приставку, а со второй – одежду. Почти на пятнадцать тысяч». Он продолжает работать и часть своих денег отдаёт родителям.

Василиса, работающая репетитором с семнадцати лет, тоже устроилась, «чтобы заработать денег и стать финансово независимой от родителей».

Как изменила работа в раннем возрасте этих людей?

«Конечно, еще как! Работа мне сразу попалась очень серьезная, я несла ответственность не только за свою деятельность, но и за состояние других людей», – говорит Александра.

Андрей считает, что работа «сделала из него мужчину»: «Когда меня взяли на завод, мне было очень некомфортно. Все взрослые, у них семьи, свои проблемы. И я, ещё школьник. А теперь я со всеми здороваюсь за руку. Смелее я стал».

А вот Василису работа почти не изменила. «Мне кажется, во мне ничего не изменилось, как я начала работать. Я и так была ответственной и дисциплинированной. Единственное, что я научилась лучше объяснять другим какие-либо вещи», – утверждает она.

«Я считаю, что начало трудовой деятельности в подростковом возрасте — это хороший старт во взрослую, самостоятельную жизнь, – говорит председатель родительского комитета Людмила Викторовна Золотницкая. – Ребенок получает опыт социального взаимодействия вне школы и вне семьи. Кроме этого, ребенок учится самостоятельно справляться с делом, которое ему поручено, распределять свое время, чтобы из-за работы не пострадала учеба. У ребенка формируется понимание ценности труда, денег».

Сама Людмила Викторовна, как «многие советские дети», работала с четырнадцати лет. Она захотела сама накопить на наручные часы и устроилась в Главпочтамт на сортировку писем: «Это был совершенно другой мир, взрослый мир, где ко мне относились как к работнику, выполняющему определенную задачу, а не как к ребенку».

В этом с Людмилой Викторовной соглашается Инга Вячеславовна Игнатеня, психолог, психотерапевт, член ОППЛ (Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги).

«Работа для подростка является хорошим способом почувствовать свою значимость. Общаясь со взрослыми коллегами, выполняя рабочие задачи, зарабатывая деньги, подросток встраивается во взрослую жизнь. У него формируется состояние “Я справляюсь”! Это состояние является ключевым для дальнейшей жизни молодого человека. От него зависит психологическая стабильность, способность строить отношения и достигать целей».

Но формирование этого состояния – далеко не единственный плюс, который получают работники-подростки. «Подросток нуждается в повышении самооценки так же, как в деньгах. Кто-то работает, чтобы купить модную одежду, гаджеты, кто-то, чтобы помочь родителям, а кто-то копит на образование. Всё это отлично работает на повышение самооценки», – считает психолог.

Таким образом, работа для подростка – это благо. И даже если сначала она отнимает свободное время, то со временем человек научится справляться с этим, научится распределять время так, чтобы и на учёбу, и на отдых, и на друзей его хватало.