Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3. Глава 2.

Иисус на празднике кущей в Иерусалиме. Открытые источники.
Иисус на празднике кущей в Иерусалиме. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжу повествование о Сродниках Спасителя.

Когда Иаков говорил о смирении, о терпении, о милосердии, о блаженстве униженных, об источнике радости, таящемся в слезах, он повторял по памяти слова своего Брата. Он также очень крепко держался Закона. Для обозначения собрания верных Иаков употреблял только слово «синагога». По тону его произведение приближается к синоптическим евангелиям. Иисус упоминается им раза два-три – не больше, с простым добавлением титула «Мессия», без всяких гиперболических, напыщенных эпитетов, какие в то время уже нагромождало вокруг Спасителя пылкое воображение Павла. Послание Праведника вводило читателей в маленький кружок гонимых. Испытания – благо, ибо, подвергая веру искусу, они вырабатывают терпение, в коем – совершенство добродетели; человек, прошедший соблазн, получит венец жизни. Больше всего занимала иудейского философа разница между состоятельным и бедным. Даже в иерусалимской общине равных единоверцев существовало некоторое соперничество между богатыми любимцами фортуны и их менее счастливыми братьями. Последние жаловались на черствость и надменность первых и много терпели от них.

«Да хвалится брат униженный высотой своею,

А богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве...

Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих»…

…Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют нас, и не они ли влекут вас в суды?

Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?..» (то есть имя Христа, от которого произошло слово «христианин») (Иак.1:9-10;2:1-3,5-7).

Первохристиане. Открытые источники.
Первохристиане. Открытые источники.

Ой, не мешало бы иным нынешним служителям церквей почаще читать это послание брата Господня и устыдиться того, что власть имущим, знатным да богатым (даже неверующим) места в храмах предоставляются куда лучшие, нежели обычным членам церковной общины, не говоря уж о бедных...

Иаков хорошо уживался с Петром и Иоанном Заведеевым, любимыми учениками его Брата, которых он знал много лет, и не пытался захватить первенство в этом триумвирате.  Каждый из троих имел свои особые функции, свои социальные группы, представителей которых предстояло сделать своей паствой. И апостолы признавали достоинства брата Господня и доверили ему председательствовать на первом церковном соборе в 48 году, где он произнес заключительное слово.

Иисус, Иаков брат Господень, Петр, Иоанн. Открытые источники.
Иисус, Иаков брат Господень, Петр, Иоанн. Открытые источники.

Праведник был корифеем иудейской партии среди первохристиан. Именно ему был обязан новый культ всеми почти обращениями фарисеев. Зато и он считал себя обязанным поддерживать требования этой секты.

Фарисеи. Открытые источники.
Фарисеи. Открытые источники.

В области догматических принципов Иаков не делал никаких уступок. Тем  не менее брат Господа признал законность обращения язычников в христианство. В общине шел серьезный спор насчет того, следует ли утруждать прозелитов (новообращенных) обрезанием или надо только сохранить некоторые предписания нравственного характера, упразднение которых слишком оскорбило бы иудеев. Сомневающихся консерваторов успокаивали заверениями, что Закон это не нарушает, что среди евреев с незапамятных времен всегда было и будет достаточно людей, чтобы читать Тору в синагогах. Такие аргументы принимались потому, что фарисеи не считали Закон обязательным для всего человечества. Для них важно было только, чтобы всегда существовало святое племя, которое соблюдало бы иудейские обычаи, представляя собою живое воплощение возвышенного идеала. Обращенные иудеи, таким образом, оставались подчиненными Закону во всем его объеме, исключение было допущено только для язычников-прозелитов, причем на практике апостолы старались, по возможности, не задевать тех, у кого были более узкие взгляды.

Апостол Павел проповедует. Открытые источники.
Апостол Павел проповедует. Открытые источники.

Таким разумным образом поддерживалось сотрудничество между тремя столь разными сподвижниками Христа, как Иаков, Петр и Иоанн. Все изменилось с появлением на сцене нового героя – Павла. Об этом – в следующем выпуске. Сейчас же послушаем литургию Иакова на греческом языке. Так она звучала в его времена.

При закрытой завесе и вратах иерей читает тихо перед престолом молитву предначинательную: «Оскверненнаго грехами многими, не презри мене, Владыко Господи Боже наш. Се бо приступих к божественному сему и пренебесному Твоему таинству, не яко достоин, но взирая на Твою благостыню. Глас Ти пущаю: Боже, милостив буди мне грешному: согреших на небо и пред Тобою и несмь достоин воззрети на святую Твою сию и духовную трапезу, на нейже Единородный Твой Сын и Господь наш Иисус Христос, мною грешным и всякою скверною окаянным, тайно предлагается в жертву. Сего ради Тебе моление и благодарение приношу, еже ниспослати ми Духа Твоего Утешителя, укрепляющего мя к службе сей, и от Тебе возвещенный ми глас неосужденно проповедати людем сподоби, во Христе Иисусе Господе нашем, с нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Все в алтаре тихо отвечают: Аминь.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Продолжение следует.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3841/

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»