В первой части мы рассказали о тех, кто занимается написанием и отрисовкой вебтунов. Во второй – о тех, кто помогает авторам издать свои истории.
Теперь же… настало время поговорить об издательствах и о лицензировании контента!
Так… в чём смысл лицензии в онлайн-пространстве?
У издательств, выпускающих digital-контент (которым являются вебтуны), не так много отличий от издательств, работающих с печатными произведениями. Разница лишь в том, где продукт найдёт своего покупателя: в книжном магазине на соседней улице, или в смартфоне.
Официальные онлайн-платформы, через которые читатели получают доступ к вебтунам, либо принадлежат издательствам, либо имеют эксклюзивные договора на публикацию принадлежащих издательствам историй.
Поэтому выпуск вебтунов невозможен без участия издательств. Как мы и сказали во второй части цикла статей, они – пропускной пункт для авторов, ищущих свою аудиторию.
Как это работает?
Любой вебтун, выходящий через издательство – объект интеллектуальной собственности этого самого издательства.
Тем не менее, изначально исключительным правом на созданный контент владеет только его автор (или авторский коллектив). Это значит, что только автор вправе решать, на каких основаниях будет (или не будет) производиться дальнейшее распространение его контента.
Когда автор делится своими работами в личном пространстве (паблик, социальные сети, платформы для поддержки авторов), он всё ещё сохраняет это исключительное право на свои произведения. Он вправе ограничить возможности копирования и распространения контента, а также вправе обратиться в соответствующие органы, если его авторские права оказываются нарушены.
В ходе сотрудничества с издательством, автор подписывает договор о полном или частичном отчуждении авторского права на созданный им контент.
Через этот договор издательство получает право на копирование и распространение контента, а также на извлечение из этого контента прибыли. В обмен на это издательство выплачивает автору гонорар. Размер и частота выплат зависит от прописанных в договоре условий.
Это и есть реализация произведения по лицензии.
Но ведь контент выложен в сеть… автор смирился с тем, что его контент будет распространяться вне его ведома!
Губительный для digital-пространства принцип «раз контент опубликован в сети, значит, им можно пользоваться, как пожелает душа» не работает. Если контент реализуется по коммерческой лицензии, копировать, распространять и извлекать из него прибыль имеет право только владелец лицензии.
Также, если автор не давал своего личного согласия на использование, копирование и распространение своего контента, все эти действия выходят за рамки закона.
Исключение – Creative Commons, так называемся «свободная лицензия». Но контент, реализуемый по ней, либо распространяется через специальные платформы (Unsplash, Soundcloud и пр.), либо имеет специальную пометку о том, что автор даёт добровольное согласие на копирование своего произведения.
В любом другом случае автор или владелец лицензии имеет право подать жалобу о нелегальном распространении объекта своей интеллектуальной собственности. Наказание разнится по степени тяжести – от простого удаления постов до крупного денежного штрафа и закрытия нелегально распространяющих контент платформ.
Чем плох пиратский контент, воспроизводящийся в обход лицензии? Ведь он даёт авторам узнаваемость!
Прежде всего, нелегальное распространение контента плохо тем, что создатели этого контента не могут получать закономерную оплату своего труда.
В первую очередь это касается манхвак, получающих процент с каждой реализованной главы. Нет продаж – нет гонорара.
Также оплаты рискуют лишиться сценаристы, ассистенты, менеджеры, редакторы и прочие специалисты, работающие на издательство по стандартным трудовым договорам. Издательство, лишённое дохода, попросту не имеет возможности платить своим сотрудникам достойную зарплату.
Поэтому каждая глава, прочитанная «бесплатно» на нелегальных ресурсах, лишает людей, создающих контент, возможности трудиться над этим контентом дальше.
Где же читать вебтуны, не обделяя авторов?
На официальных платформах!
До недавнего времени в русскоязычной среде с этим была проблема, ведь южнокорейские издательства не рассматривали Россию в качестве рынка для лицензионной реализации вебтунов. Следовательно, лишь единичные тайтлы имели официальный перевод на Русский язык.
Но в ноябре 2022 года издательство MStoryHub, заметив огромный интерес русскоязычной аудитории к вебтунам, запустило «Мой комикс» – платформу, реализующую лицензированный перевод вебтунов на Русский язык.
Теперь русскоязычные любители вебтунов могут легально читать любимые истории на родном языке!
Каждая глава, купленная в приложении «Мой комикс», приносит прибыль как издательству, так и авторам. Библиотека «Мой комикс» постоянно расширяется, и совсем скоро порадует своих пользователей новинками…
Но ведь это монополия! «Мой комикс» лишает другие компании возможности переводить вебтуны для своей аудитории…
Это не так! Покупка лицензии на реализацию контента никак не связана с установлением монополии на рынке.
«Мой комикс» не лишает другие компании возможности заниматься переводами вебтунов. Любая компания по-прежнему может заключить договор с оригинальными правообладателями контента и публиковать собственные переводы на основании аналогичной лицензии.
И… таким вот образом мы завершаем путешествие за кулисы индустрии вебтунов 😸
Остались вопросы? Не стесняйтесь задавать их нам в комментариях и в личных сообщениях сообщества!
А если хотите погрузиться в мир вебтунов, добро пожаловать в 🧡 приложение и на 🧡 сайт «Мой комикс»!