Покупатели часто сталкиваются с нарушением собственных прав – продавец преднамеренно не сказал об имеющихся недостатках покупаемого товара в надежде на то, что покупатель в дальнейшем не будет отстаивать свои права, а покупатель уверен, что если он сразу не заметил дефект, то потом уже сложно будет что-либо доказать. На самом деле это не так.
Покупатель может вернуть деньги не только за бракованный товар, но и за товар, который ему просто не понравился. А как этого добиться, вы сейчас узнаете.
Товар качественный, просто не понравился
Бывает так, что купленный товар не имеет никаких дефектов. Но по какой-либо причине он не подошёл (по размеру, не понравился цвет, фасон и прочее). В таком случае покупатель на основании ст. 25 ФЗ № 2300-1 о защите прав потребителей имеет право в течение 14 дней с момента покупки обменять или вернуть его. Но при условии, что товар не был в употреблении и у покупателя сохранились упаковка и товарный чек.
Важно: оформить возврат можно только на товар, который не входит в перечень, не подлежащих возврату (лекарственные препараты, средства гигиены, ювелирные украшения, оружие, косметика, нижнее белье, духи и прочие).
Если товар с браком
На основании ст. 18 ФЗ № 2300-1 покупатель имеет право на:
• Замену товара на аналогичный (замена осуществляется в 7-дневный срок). Если потребуется проведение дополнительной проверки качества, тогда – в 20-дневный срок.
• Замену на товар другой модели или марки с перерасчетом цены.
• Гарантийный ремонт – его срок не должен превышать 45 дней. Если товар за это время не отремонтировали, покупатель вправе потребовать возврата денег.
• Возврат средств – он осуществляется в течение 10 дней со дня обращения.
Важно: если продавец сообщил об имеющимся дефекте, то на основании этого дефекта вернуть товар не получится.
Какие дефекты считаются основанием для возврата
• Товар с производственным или заводским браком (то есть, любой дефект, не позволяющий полноценно использовать его).
• Повреждения при транспортировке (вмятины, царапины или повреждение механизма).
• Неправильное хранение, которое могло привести к порче. Например, хранение товара в помещении с повышенным уровнем влажности.
Как вернуть деньги за некачественный товар
Сделать это можно в течение гарантийного срока. При передаче товара, продавец составляет акт приемки-передачи, где указывается:
• Дата передачи.
• ФИО продавца и покупателя.
• Наименование товара и его технические характеристики.
• Описание недостатка.
• Требование покупателя, указанное в претензии (возврат денег, ремонт или замена товара).
Далее товар отправляется на экспертизу. Продавец должен сообщить покупателю дату и время её проведения. И если в ходе проверки выяснится, что поломка возникла по вине покупателя, он обязан возместить деньги магазину за хранение и экспертизу. Возмещение расходов осуществляется на основании платёжных документов, выданных транспортной организацией.
Если экспертиза покажет, что причиной поломки стал заводской брак, то магазин должен в 10-дневный срок вернуть деньги. Если в этот срок деньги так и не были выплачены, обращаемся с жалобой в Роспотребнадзор. Ее можно оформить на сайте организации. Или же можно с исковым заявлением обратиться в суд, где помимо денег, уплаченных за товар, покупатель может потребовать возместить убытки, связанные с продажей бракованного товара, компенсацию за моральный ущерб и взыскать неустойку - 1% от стоимости товара за каждый просроченный день.
Продавец отказывает в возврате средств
В таком случае составляем претензию (в 2 экземплярах) и предоставляем её продавцу. В ней необходимо указать ФИО, контактный телефон и причину возврата. К претензии прикладываем копию чека. Принявший ее продавец, должен поставить свою подпись, указать ФИО, должность и дату, а также поставить печать. Один экземпляр остаётся у продавца, а второй - у покупателя. Если продавец откажется принимать претензию, направляем ее почтой на юридический адрес (указан в договоре) с уведомлением и описью вложения для подтверждения соблюдения претензионного порядка если дело дойдёт до суда.
Как оформить возврат, если товар был куплен в кредит
Продавец в таком случае должен вернуть сумму, равную сумме, уплаченной по кредиту, возместить уплаченные проценты и прочие платежи по договору. А покупатель, в свою очередь, должен уведомить банк о возврате товара и прекращении выплат. В каком порядке это нужно сделать, указывается в кредитном договоре.