Найти тему

Выгодно ли быть социальным предпринимателем в 2023?

Не все в России до конца понимают суть термина «социальный предприниматель». «Поддержкой незащищенных групп вроде должны заниматься чиновники, квоты для людей с инвалидностью существуют, да и как с этого можно нормально зарабатывать?» — сразу отвечу, что можно и что из тех же незрячих получаются великолепные массажисты, бухгалтеры и call-менеджеры. Осталось разобраться только в том, чем занимается социальный предприниматель и какие плюсы (не забудем и о минусах) существуют у такой бизнес-модели.

Кто такой социальный предприниматель?

Социальный предприниматель — это человек, который создаёт и руководит социальным бизнесом. То есть основной задачей подобного проекта является развитие инклюзии в обществе, помощь пенсионерам и людям с инвалидностью, предоставление им рабочих мест и борьба со стереотипами. Отличие от классической модели заключается именно в этой гуманистической направленности. Без неё вы не можете считать себя социальным предпринимателем.

Вообще разновидностей такой бизнес-модели в мире много, но в России они обычно представлены в лице отдельных людей или организаций, которые пытаются принести обществу пользу и параллельно заработать денег. Наша страна пока активно, но всё ещё развивается в этом направлении. По данным Ведомостей, число социальных предпринимателей выросло на 27% за 2022 год. И это только зарегистрированные в официальном реестре. Почему же люди идут в эту по-своему сложную нишу?

Плюсы и преимущества перед обычным бизнесом

1. Гранты по государственной программе «Мой бизнес» от Министерства экономических развитий. Размер гранта зависит от целей, направленности и региона реализации проекта. На сайте указано, что он варьируется от 100 до 500 тысяч рублей. Ну, а если у вас есть бизнес план для белых мишек в Арктической зоне, то и до миллиона рублей.

2. Бесплатное годовое обучение по той же программе. В сфере начального бизнес образования у социальных предпринимателей существует много возможностей. Бесплатное обучение хоть и будет поверхностным, но зато даст вам хоть какие-то основы по ведению бизнеса на первых порах.

3. Развитие имиджа за счёт социальной «изюминки». Так вы привлекаете к своему проекту больше внимания. К примеру, в моём салоне слепого массажа работают только незрячие массажисты с медицинским образованием. С этой «изюминкой» можно значительно расширить PR-кампанию вашего проекта в СМИ и социальных сетях.

О других преимуществах и плюсах вы можете почитать тут.

Минусы социального предпринимательства

1. Программ и грантов по поддержке социальных предпринимателей действительно много, но в них нужно глубоко погружаться и изучать дополнительный материал. На это уходит куча личного времени и сил, а бизнес этого не терпит. Даже если он социальный. Очень важно соблюдать баланс между получением дополнительной помощи и ведением предпринимательства.

2. Часто люди думают, что социальные предприниматели «пилят» деньги и ни в чём себе не отказывает. На самом же деле это далеко не так. Когда я открывала салон с незрячими массажистами, то не брала никакую финансовую помощь. До сих пор проект работает и окупает сам себя.

3. Вы обязательно встретите недопонимание. Например, свою клиентскую базу я создавала очень долго. Люди не хотели приходить в салон из-за недоверия к незрячим массажистам, им было страшно и некомфортно. Конечно, позже у нас стали появляться положительные отзывы, что значительно увеличило поток клиентов, но тот же таргетинг в социальных сетях оказался бесполезен.

4. Иногда можно встретить негативные комментарии о том, что социальные предприниматели эксплуатируют людей с инвалидностью и целенаправленно зарабатывают на них. Конечно, это далеко не так, ведь социальные предприятия несут пользу для общества, развивают инклюзию и поддерживают незащищенные слои населения.

5. Вы будете конкурировать с обычным бизнесом. Какое бы добро вы не несли с помощью своего бизнеса, ваша главная цель — это заработок дохода и поддержание проекта на плаву, что выдерживают немногие. Да, социальная составляющая добавляет бонусные очки в выборе клиента, но если товар или услуга будут некачественными, то клиент больше никогда не вернется.

Подведём итоги

На рынке можно наблюдать довольно большой рост социальных предпринимателей. Люди идут в эту нишу, даже несмотря на все стереотипы, экономические трудности и тяжелый год. Во многом именно социальные предприниматели движут инклюзией в нашей стране и действительно делают мир лучше.