История с продавливанием поставок танков из Германии Киеву стала одним из главных событий этой зимы. Общество и элиты страны хотят спросить канцлера Шольца, что это было. А политолог Йозеф Йоффе честно рассказал, как Берлин остаётся верен своей политике уже много лет.
Дело в том, что, как отмечает научный сотрудник Гуверовского института Йозеф Йоффе, политика Германии по большому счёту не менялась. В своём материале для Project Syndicate он чуть ли не называет политику Шольца трусливой.
Политолог обращает внимание на то, что изначально смелости в решениях от Берлина ожидать не стоило. В самом начале украинского конфликта Берлин старался быть максимально отстранённой от военных поставок стороной. Поставки Германии сводились к тушёнке, каскам и бронежилетам. Да и те задерживались.
Причина такого поведения на самом деле очень проста. Германия уже 70 лет придерживается принципа "не быть главным в стае овец среди волков". Берлин готов лаять на врагов Запада, но делать это в одиночку точно не станет. Овцы всегда должны пастись вместе.
В течение нескольких месяцев Шольц прикрывался отказом президента США Джо Байдена отправить американский танк M1A1 Abrams. Мантрой канцлера было "kein Alleingang" - не действовать в одиночку. За кулисами развернулась борьба. Если бы не мистер "Биг", Германия не стала бы провоцировать Россию",
- пишет Йозеф Йоффе.
Иное дело - немецкое общество, которое не хотело поставок танков "Леопард" на Украину. Политолог отмечает, что все отказы Шольца были связаны вовсе не с ними. Людьми скорее двигали эмоции и негодование, в то время как Шольц скорее показал себя как прагматик. И ждать столь же резких и смелых шагов от Берлина не стоит.
Шольц любит цитировать знаменитый мюзикл "Карусель" 1945 года : "Ты никогда не будешь одинок". В этом суть не столь грандиозной стратегии Германии. В окружении других, особенно могучей Америки, ягнятам нечего бояться волков. Безопаснее действовать сообща. Вы никогда не должны пастись в одиночку. Тем, кто думает, что Германия наконец преодолеет свои стадные инстинкты, придётся подождать. Нация, подошедшая к воротам Москвы во Второй мировой войне, стала агрессивной, как плюшевая кошка. Её послевоенное преобразование обеспечило мир и процветание ей и остальной Европе, которой больше не нужно было бояться "тевтонского империализма". Зачем сейчас избавляться от столь культивируемой в Германии "культуры сдержанности"?
- отмечает Йоффе.