Найти тему
Счастливая Жизнь

Доказательство существования Бога от средневекового философа Ансельма Кентерберийского

Один из основоположников схоластики*, средневековый философ Ансельм Кентерберийский, живший в Италии примерно в 1033-1109 годах, впервые попытался доказать, что Бог существует с помощью логики. Во-первых, мудрец рискнул дать определение высшему разуму, назвав его творцом мира, Высшей реальностью и тем, "что невозможно себе представить". Во-вторых, пояснил, что реальность существует не только в окружающем пространстве, но и в наших мыслях. И если мы думаем и говорим о Кентавре, которого никогда не видели, он все равно существует. Просто не в физической реальности.

St Anselm, автор неизвестен, гравюра National Portrait Gallery
St Anselm, автор неизвестен, гравюра National Portrait Gallery

Онтологическое рассуждение, сформулированное Ансельмом Кентерберийским, является жемчужиной средневекового богословия. Это доказательство, которое опирается не на опыт, а исключительно на нашу способность рассуждать. Давайте разбираться.

Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский

Кто такой Ансельм Кентерберийский?

Ансельм Кентерберийский был известным философом и теологом католической церкви. С 1093 года служил архиепископом Кентерберийским (Англия). После смерти он был канонизирован как святой.
Ансельм родился в дворянской семье в районе Аосты в Верхней Бургундии (современная Италия). Отец Ансельма имел суровый и жестокий характер, а мать была терпеливой и набожной женщиной.

В пятнадцать лет Ансельм хотел уйти служить в монастырь, но местный настоятель отказал ему, так как отец Ансельма не дал своего согласия. В результате молодой человек перенес сильный стресс, в результате чего заболел. Вскоре после выздоровления он отказался от желания служить Богу и какое-то время жил беззаботной жизнью.

После смерти матери отец Ансельма раскаялся в своем прежнем неправедном образе жизни. Он стал настолько страстно верующим, что жизнь с ним стала для юного Ансельма невыносимой. Ансельм покинул отчий дом в возрасте 23 лет.

Затем Ансельм долго искал себя. Скитался из монастыря в монастырь, обучался в различных церковных школах во Франции, а затем переехал в Нормандию в аббатство Бек, где вскоре стал приором, а в 1078 году был избран аббатом.

Ансельм Кентерберийский разработал первую версию онтологического аргумента в своей ранней работе «Монологион». Однако вскоре он разочаровался в нем, и новая и улучшенная версия доказательства была включена в Прослогион. Несмотря на некоторые различия, обе работы отвечают на следующие вопросы: существует ли Бог и можно ли это доказать или проверить? Если Бог существует, как это можно подтвердить? Может ли наш разум воспринимать существование Бога как реальность?

God The Father, Giovanni Battista Cima da Conegliano, 1510-1517
God The Father, Giovanni Battista Cima da Conegliano, 1510-1517

Как Ансельм Кентерберийский доказал существование Бога и реальность христианской догмы?

Взгляды Ансельма сложились под влиянием учения Аврелия Августина. Следуя этому знаменитому святоотеческому учению, он считал, что вера должна предшествовать знанию и что она исключает всякое сомнение – как мы говорили: «Верую, чтобы понять».

Однако, будучи человеком XI века, он не мог не обращать внимания на рациональное знание и находился под влиянием логики Аристотеля. Так, Ансельм признавал, что постижение истины невозможно без разума, на основе одной только веры. Поэтому еще раньше, чем Фома Аквинский, он предпринял попытку рационально доказать существование Бога.

Онтологический аргумент в доказательство существования Бога, сформулированный Ансельмом Кентерберийским, выглядит следующим образом:

  1. Бог по определению есть существо, грандиознее которого нельзя представить себе ничего другого.
  2. Бог существует как идея в уме.
  3. Существо, которое существует как идея и в уме, и в реальности, больше, чем существо, которое существует только как идея в уме.
  4. Таким образом, если Бог существует только как идея в уме, то мы можем вообразить нечто большее, чем Бог (величайшее возможное существо, которое также существует).
  5. Мы не можем представить себе нечто большее, чем Бог.
  6. Следовательно, Бог существует.

Философы обсуждали этот аргумент веками, по-разному его интерпретируя. Однако версия Ансельма обычно считается наиболее убедительной.

Есть несколько ключевых моментов для понимания аргументации Ансельма. Во-первых, важно отметить, что когда Ансельм говорит о Боге, он не имеет в виду христианского Бога или какое-либо другое конкретное божество. Скорее, он говорит о существе, обладающем всеми возможными совершенствами. Другими словами, Бог — это высшее существо, которое только можно себе представить.

Во-вторых, важно понять, что Ансельм имеет в виду под существованием. Для него существование — это не просто физическое присутствие в мире. Скорее, это свойство существ, которое делает их более великими, чем те, кто им не обладает. Так, например, единорога не существует, потому что он не обладает свойством существования. Однако человек существует, потому что мы обладаем свойством существования.

В-третьих, важно отметить, что аргумент Ансельма не является доказательством существования христианского Бога или какого-либо другого конкретного божества. Скорее, это доказательство существования существа, большего которого нельзя себе представить.

Наконец, в-четвертых, важно понять, что Ансельм имеет в виду под «больше». В этом контексте «больше» означает не просто «больше» или «более мощно». Скорее, оно относится ко всему, что делает существо совершенным или более полным. Так, например, существо более разумное или более справедливое выше существа менее разумного или менее справедливого.

Схоластика* - это синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля.

Текст написан на основе научной публикации в журнале The Collector.

Также читайте на канале "Счастливая Жизнь":

Два гениальных доказательства существования Бога, которые привел Иммануил Кант

3 доказательства существования Бога, которые привел философ Фома Аквинский в XIII веке

Простое доказательство существования Высшего Разума, которое привела Елена Блаватская