Всем по привету!
Продолжаем говорить о народных куклах, куклах-оберегах, куклах-мотанках.
И сегодня у нас очень интересная тема и очень простая в изготовлении куколка. Мы уже делали ранее куда как более сложные.
Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он, еще существовал в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка.
Значит наши предки думали вот зарождение новой жизни это такое таинство, это милость и расположение божественных сил. А вот роды что то такое греховное и нечистое. Типа это злобные силы терзают роженицу и младенца. Поэтому роженицу в баню выталкивали, что бы она домой не притащила нечистую силу. Потом совершали обряд очищения от скверны. Роженицу бух в прорубь, вот не повезло тем кто зимой рожал.
Мужчина, в это время активно принимал участие в родах...вы простите я это не перескажу, меня хохотать тянет как я это представляю, поэтому будет цитата....
Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические об-рядовые действия. Эти обряды называются «кувада».
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Что-бы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнатую куклу.
А потом вообще бред был. В некоторых деревнях роженица одевалась в мужскую одежду и начинала хозяйством заниматься. А мужик, он же так устал яйца высиживать, он неделю в кровати лежал и роженицу изображал, прям до крещения младенца. И ладно бы с младенцем, так нет с тряпичной куклой. Вот я как представлю как роженица за ребенком бегает и по хозяйству сразу после родов, а мужик в койки лежит, я прям думаю, да ну кому эти мужья нужны и дети тоже.
Но, вернемся к нашим куклам. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Подтверждение этого обряда можно найти в сказках. В начале XX века в Самарской губернии собиратели русского фольклора записали сказку о том, как мужик ребенка родил.
К концу XIX века истоки древнего об-ряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Кувадка пожалуй самая простая для изготовления. Вам понадобятся куски ткани и нитки из нее (ну, или нитки какие у вас есть).
Выглядит это так:
Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10x15 см скручивают к середине по длинным сторонам . Скрученный лоскут перегибают пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, пере-гнутый лоскут стягивают несколькими плотными витками нитью другого цвета. Концы нити связывают двойным узлом.
Из лоскута другого цвета размером 6x6 см таким же образом делают вторую скрутку. Нитью другого цвета скрутку стягивают узлами с обеих сторон, отступив от краев по 1 см.
Середину второй скрутки укладывают между концами первой скрутки до упора в завязанную нить. Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляют между концами первой скрутки яркой нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест на крест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье.
Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.