Как в наше время человеку жить, чтобы радоваться? Что для этого необходимо? Если спросить об этом ребенка, то он, скорее всего, ответит: для начала – жить! Ну и просто радоваться! У детей все так легко! Почему же у взрослых это не всегда получается? Ведь детская радость к жизни – одна из важнейших ступеней к спасению. Почему христианство уделяет так много внимания радости? Найти ответы на эти вопросы нам поможет иерей Димитрий Попов, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в Воронове.
Отец Димитрий, как нам всем известно, в Библии очень много написано о радости. Как вы думаете, что это за радость, и почему ей уделяется такое большое внимание?
– Да, слово «радость» в Библии встречается около четырехсот раз. Мне вспоминаются слова, которые мы слышим каждый день, это слова пятидесятого псалма, где говорим, обращаясь к Богу: «…дай нам услышать радость и веселье…» (Пс. 50. 10), то есть каждый кающийся грешник, осознав тяжесть своего греха, просит Бога простить его. От осознания прощения рождается радость. Для христиан какой самый большой праздник? Пасха – Светлое Христово Воскресение, когда мы, радуясь, постоянно говорим: «Христос Воскресе!».
Если Библия призывает быть радостным, то как достичь этой радости, во власти ли христианина радоваться?
– Радость человеку дает Бог, так в Книге Иова говорится: «Он наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8. 21). Это следствие жизни с Богом, это Дар Божий. Преподобный Серафим Саровский претерпевал много лишений, жил в лесу, но был при этом духовно радостным. Современный человек может жить в миру, ходить в рестораны, общаться со многими людьми, но быть при этом унылым и одиноким. Поэтому, я думаю, радость достигается вследствие правильной духовной жизни, когда человек старается жить с Богом и в Боге.
Как вы думаете, что означает «быть как дитя», «радоваться как дитя»? Эти выражения часто встречаются в Библии.
– Действительно, Христос в Новом Завете призывает нас быть как дети. Если кто-то из нас, взрослых, посмотрит на ребенка, то можно почувствовать, чем дети могут быть лучше нас: своей доброй простотой, искренней радостью, открытостью, общительностью. И ведь как искренне верят дети. Верят нам, взрослым. Верят в чудо, в сказку. У детей нет лукавства, лицемерия, гордости. Дети чисты сердцем, а ведь «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».
Чем так ценны дети для Господа? Может ли Господь через детскую искреннюю радость научить и нас радоваться, когда видимых оснований для радости вроде бы нет?
– Прежде всего, дети — это промысл Божий. Производить себе подобных – величайшее чудо и благодать для родителей. Дети приходят в этот мир чистыми и непорочными. Их радость искренняя. И мы, глядя на своих детей, должны быть такими. Это простой, светлый и повсеместный пример для нас. Пример того, что и нам следует радоваться жизни, несмотря ни на что.
Означает ли тогда место в Евангелии: «Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10 15), что кто не будет радоваться жизни искренне, как ребенок, не попадет в рай?
– Да, есть такие строки в Евангелии, это о том, когда Христос обращается с этими словами к своим ученикам. Мне вспоминаются слова священномученика Григория Лебедева: «Дети – это образ вновь родившихся в Царствии Божием, родившихся от Духа». И так как дети являются образом Царствия Небесного, то и нам надо быть подобными им. Искренне верующий человек верит, как дитя, принимает Христа в свое сердце.
Что теряет христианин, уходя из детства в духовном смысле?
– Человек, уходя из детства, теряет свои начальные качества – простоту и смирение, и именно ту, изначально заложенную в нас Творцом, радость. Христос, давая «заповеди блаженства», начинает их с нищеты духовной – это осознание того, что все, что у нас есть, принадлежит не нам, а Богу. Радость – плод Святого Духа.
Подскажите, отец Димитрий, ну а если у человека трудный период жизни, как ему радоваться?
– Если наступает трудный период в жизни, не надо никогда унывать, потому что уныние есть духовная пустота, которую нужно чем-то заполнять. Например, Божией благодатью, которую мы получаем через Таинства, через добрые дела, через молитву, и когда человеку тяжело Бог его не оставит.
Вот на что легче учиться – на пятерки или на тройки и двойки? На двойки легче учиться, но, когда человек старается, он получает хорошую оценку и остается довольным. Чтобы порадоваться, нужно приложить немало усилий, то есть в этом смысле то, что тяжело, – значит, верно. Христос говорит: «Царство Небесное берется силой» (Мф. 11. 12). Это нелегкий путь, но это путь к радости.
Может, поначалу не все кажется радостным, но когда мы потрудимся, то сможем обрести эту радость. Олимпийский чемпион прилагает немало труда, чтобы достичь результата, он трудится и не всегда при этом радуется, но когда он сможет покорить какую-то вершину, возрадуется. «Аскетика» – это греческое слово, которое на русский язык переводится как «упражнение» – вот как атлеты упражнялись раньше, так и монашествующие начали упражняться в духовной жизни. Да, и простым мирянам духовные упражнения не всегда даются радостно, и это нормально, и без горя мы не будем ценить радость, поэтому в нашей жизни должны быть испытания, преодолев которые мы будем ощущать ценность радости вдвойне.
Как вы думаете, справедливы ли тогда такие слова: «я не радуюсь – значит, я не с Богом»?
– Да, конечно. Вообще слова «я не радуюсь» и означают «я не с Богом». Истинная, настоящая радость бывает только тогда, когда мы с Богом. А когда мы грешим, чему нам радоваться? Если мы согрешили, то отпадаем от Бога, а через покаяние вновь соединяемся с Ним, потому что Господь прощает нас, и мы должны этому радоваться, потому что не заслуживаем прощения. Получается, мы согрешили, а Он нас простил и еще в дар послал нам радость. Это несправедливо, но это то, что выше справедливости, – это любовь.
И в конце, подытоживая нашу беседу, хотелось бы спросить: так какой же радости ждет от нас Господь, и чем эта радость может нас спасти?
– Мне вспоминаются слова апостола Павла, он в двух своих посланиях призывает нас к радости, радоваться всегда о Господе. Мы называемся христиане, мы все от Христа. То есть мы те люди, которые стараются подражать Христу. Православие призывает нас к радости здесь – как следствие земной жизни со Христом, и к радости в вечной жизни – со Спасителем. Ведь, когда мы говорим на Пасху «Христос воскресе!», почему мы радуемся? Потому что Христос обновил и исцелил нашу природу для вечной жизни!
Нам нужно только воспользоваться вторым шансом, который Господь дал человечеству после своего Воскресения, чтобы пребывать с Богом, ведь где Бог – там и любовь. А где Любовь Божия, там и радость, настоящая и вечная.
Беседовала Анастасия СИБИЛЬ
Публикация газеты «Время молодых»
(Калужская епархия)