9 июня 1672 года родился Пётр Алексеевич, будущий император Петр I, правитель, который кардинальным образом изменил ход истории России. Реформы царя начались с его Великого посольства в Европу.
А царь-то настоящий!
Двести пятьдесят человек – таково общее количество тех, кто выдвинулся из Москвы в марте 1697 года. Великими полномочными послами стали Франц Лефорт, генерал Федор Головин и думный дьяк Прокофий Возницын. Петр лично одобрил кандидатуры 35 волонтеров, которым следовало за границей обучиться «воинскому поведению и морскому делу». Среди школяров находился и урядник Преображенского полка Петр Михайлов, который отличался от всех прочих двухметровым ростом, чрезвычайной любознательностью и смелостью в суждениях. Михайлов не стеснялся задавать вопросы, порой, весьма неудобные, даже самым высокопоставленным лицам. Проницательный наблюдатель легко признавал в этом молодом человеке русского царя.
Дорогой Папа!
Петр лично руководил подготовкой Великого посольства. Среди всего прочего необходимо было составить грамоты, вручаемые главам иностранных государств. Дипломатический протокол требовал особенного обращения к титулованным вельможам. Чтобы не опростоволоситься были изучены грамоты, составленные во времена правления Ивана Грозного, а также документы некоторых других некатолических государств. Вот только с обращением к Папе Римскому вышло затруднение. Переводчики Посольского приказа не спали ночи напролет, но так и не смогли узнать, как же короли «папино титло пишут».
Решительный Петр сам сформулировал обращение к Папе Римскому: он передал свои поздравления честнейшему Иннокентию и учителю римской церкви. Похоже, Папа остался доволен, потому что войны не последовало.
Отличник боевой подготовки
Во время Великого посольства Петр побывал к Пиллау (сегодня этот город называется Балтийск). Туда он отправился, естественно, морским путем – Пётр похоже вообще при любой возможности пытался взобраться на корабль. Остальные члены посольства передвигались по суше, поэтому в Пиллау царю пришлось ждать своих подданных.
Ожидание для кого угодно могло стать томительным, но только не для Петра: он стал обучаться артиллерии у прусского подполковника Штейтнера фон Штернфельда. После окончания обучения выпускнику был выдан аттестат, сегодня мы бы сказали, диплом, притом красный. Петр показал себя исправным, благоискусным, осторожным, мужественным и бесстрашным мастером. Он был настоящим студентом – успевал не только демонстрировать послушание и знания по предмету, но и вдоволь развлекаться с местными барышнями.
Петр и Павел
За время своего путешествия Петр успел построить корабль. Случилось это в голландском городке Заандаме, который сыскал мировую славу благодаря множеству верфей и кораблестроительных мастерских. Страсть русских к кораблестроению стала известна голландцам, и те поспешили заложить в Амстердаме фрегат «Петр и Павел». 16 ноября корабль был спущен на воду, в том числе благодаря усердной работе русских волонтеров, среди которых наиболее других выделялся рослый Петр Михайлов. В это же время, кстати, было завербовано 700 человек – иностранцы должны были создать в России армию и флот по западному образцу.
Не щадил ни живых, ни мертвых
В Голландии Петр прослушал курс лекций профессора Рюйша по анатомии. Особенный интерес у царя вызвали способы бальзамирования трупов – Рюйша был известным мастером подобных операций. Петр отправился в анатомический театр Бургаве, где лично принимал участие в процедуре вскрытия тел. Это увлечение анатомией заложили предпосылки к созданию первого в России музея – Кунсткамеры. На четыре с половиной месяца пребывания в Голландии Петр успел изучить устройство ветряной мельницы, побывал на писчебумажной фабрике, заезжал в многочисленные мастерские, госпитали, воспитательные дома, фабрики. Изучил технику гравировки и успел создать собственный гравюрный «шедевр».
Встреча с Ньютоном
Английский король Вильгельм III (по совместительству правитель Голландии) лично пригласил Петра в начале 1698 года в Британское королевство. График пребывания в стране был весьма насыщенным, ведь за три с половиной месяца царю надо было получить максимум информации. Естественно, он побывал на королевских верфях, но кроме того успел осмотреть большое количеств арсеналов, доков, музеев, побывать в кабинетах редкостей.
Царь посетил англиканскую церковь, заседание парламента, Гринвичскую обсерваторию, Английское королевское общество, Оксфордский университет.
Изучил процесс изготовления часовых механизмов. Заглянул Петр и на английский Монетный двор, которым в то время руководил Ньютон. Достоверной информации о встрече двух великих людей нет, однако, зная Петра, можно предположить, что встреча непременно состоялась.
Во всем мне хочется дойти до самой сути
Вообще, Петр с большей охотой всматривался в общественное устройство европейцев, нежели занимался решением вопросов политических. Западная Европа предстала перед жадным до знаний и прогресса Петром в виде большой и дымной мастерской, в которой на каждом шагу царя встречало что-то новое и неизведанное. К тому же европейская «мастерская» была наполнена машинами, фабриками, молотками, пушками и кораблями, которые так обожал царь. Например, во время посещения английского короля Вильгельма III Петр не удостоил вниманием картинную галерею Кенсингтонского дворца, зато детально изучил прибор для наблюдения за направлением ветра в королевской комнате.