Необходимо сразу оговориться, что определенного мнения об отчитке в Церкви нет. Кто-то считает ее панацеей, другие не воспринимают ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.
Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизъявления, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу.
Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божиим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45).
К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебствия. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми, как правило, и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-христиански, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет?
Экзорцист
В древности экзорцисты поставлялись епископами, так же как диаконы и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.
Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления», — пишет профессор А.И. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего нельзя сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по пять, десять, пятнадцать раз, не получая исцеления.
Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь, и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молиться и поститься, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.
Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку, как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Всё, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этих несчастных, которые стали жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.
Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут устраивается ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого.
Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение и не принесет пользы одержимому.
Проект документа
«Отношение Русской Православной Церкви
к современным практикам экзорцизма»
25 августа 2022 года был опубликован проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». Данный проект разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования. В документе отмечается, что отчитки нередко связаны с «корыстными мотивами» и «психологическим насилием», а с целью рекламы производятся «фото- и видеофиксация с последующим публичным распространением записей и фотографий». Кроме того, обращается внимание на «театральное поведение» как «одержимых», так и совершителей чинопоследования. От последних Церковь ожидает «высокой духовной жизни… достаточного духовного опыта и осведомленности». В заключение обращается внимание на то, что «христианское отношение к одержимости заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности, в покаянии и изменении образа жизни». Это непременные условия для подлинного исцеления человека, которыми Господь благоволит избавить нас от власти дьявола и даровать подлинную свободу и радость жизни.
Священник Илия БУРДУКОВ,
руководитель Информационно-издательского отдела
Брянской епархии
Публикация газеты «Брянские епархиальные ведомости»