Найти в Дзене
Сокол-корабль

Дунай и Добрыня сваты. Русская кровавая свадьба

Свадьба – одно из самых радостных и светлых событий в круге жизни каждого человека. Двое людей сходятся вместе, чтобы дарить друг другу счастье, чтобы дать начало новой жизни. Однако гордыня, неумение слушать и слышать, могут привести к самым плачевным последствиям.

Эта великая древняя песня, являющаяся одной из самых драматичных среди всех русских былин, завершает цикл о богатыре-реке
Дунае Ивановиче. И начинается она с кровавого сватовства.

Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Картина Андрея Рябушкина. 1888 год
Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Картина Андрея Рябушкина. 1888 год

Дунай-сват

Ласковый Князь Владимир устраивает богатый пир. На пир съезжаются все его верные богатыри, купцы, бояре и весь народ. Но не просто так собрал правитель всю Русь за своим столом.

Князь хочет жениться. На достойной, мудрой, родовитой девушке. Которая станет ему опорой, которой вся Русь поклонится. Он требует ответа от своих богатырей – знает ли кто где искать такую невесту? Но никто не отвечает – большие прячутся за средними, средние за меньших, а от меньших и ответа ждать не стоит.

И лишь
Добрыня Никитич (в некоторых вариантах былины другой богатырь – Иван Гостин сын) напоминает князю, что в его темных погребах сидит его крестный братец Дунай Иванович – он за жизнь много путешествовал, видел многие чужие земли, служил Литовскому князю. Он может знать, где искать невесту для Владимира.

Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Князь освобождает вольного богатыря из своих погребов. Извиняется перед Дунаем, наливает ему лучшее вино и просит помощи в поисках невесты.

Дунай отвечает, что у Литовского князя две дочери: старшая
Настасья-королевична не подходит, она богатырка сильная, не будет смирной женой. А вот младшую он рекомендует взять в жены и описывает во всех подробностях:

Та краса Апраксия-королевична,
Она ростом высокая,
Станом она гибкая,
Лицом она белая,
Походка часта, речь умна;
Будет тебе князю, с кем жить да быть,
Будет народу кому поклониться.


Владимир решает, что раз Дунай Иванович служил литовскому князю, то ему и ехать сватать невесту. Он дает Дунаю в подмогу триста богатырей и много разных подарков на гостинцы.

Но богатырь-река от всего отказывается. В подмогу ему нужен только его крестный братец.
Добрыня Никитич,
с которым он когда-то бился.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода. Миниатюра из Радзивилловской летописи. конец XV века
Сваты Владимира Святославича у Рогволода. Миниатюра из Радзивилловской летописи. конец XV века

Кровавое сватовство в реальной истории и в былине

Многие исследователи часто пытаются связать былины с реальной историей. Однако эпические сюжеты и фольклор редко пересказывают реальность такой, какой она была. События обрастают сказочностью, меняются имена, смешиваются разные эпохи. Богатыри и сюжеты о них складывались на протяжении всей нашей истории и отделить зерна от плевел сейчас очень сложно.

Однако один момент из этой былины имеет реальный исторический прототип.
Когда Дунай Иванович вместе с Добрыней приезжают к литовскому князю и сватают его дочь, тот отвечает им:

У вас стольный град да холопский дом,
А князь Владимир да сам холоп.
Я не дам жалким своей дочери,
Молодой Апраксии-королевичны.


В нашей реальной истории такие слова прозвучали во время междоусобной борьбы 975-980 годов. Тогда
Владимир Святославич предложил княгине Полоцка Рогнеде Рогволодовне стать его женой и она ответила ему тоже, что и ответили былинные литовцы богатырям-сватам: «не хочу розути робичича», то есть «ты холоп и за тебя замуж не пойду».

И хотя Дунай Иванович за свою жизнь служил многим князьям он всё-таки русский. На оскорбление его родины и его князя в нём закипает праведный богатырский гнев и вместе с Добрыней они громят Литовское княжество.

А те молодцы поскакивают,
На все стороны дубинами помахивают.
Убили литву всех до единого,
Не оставили-то литвы на семена.


И в реальной истории разгневанный отказом Владимир Святославич громит полоцкое княжество и всё-таки берет Рогнеду в жены. Былинные богатыри Дунай и Добрыня тоже забирают Апраксию с собой, чтобы отдать её в жены Владимиру.

Про свою возлюбленную Настасью-королевичну богатырь-река даже не вспоминает.

Но богатырка уже отправилась в погоню за сватами-похитителями.
Ведь где это видано, чтобы младшая сестра вышла замуж раньше старшей?
Но об этом в следующей части статьи.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о богатырях.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.

Телешоу
3437 интересуются