Найти в Дзене
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Шесть типов проповеди, которая не нужна прихожанам

Какие сценарии общения с паствой неприемлемы? Священник читает проповедь, напечатанную папой-священником на печатной машинке и составленную из книжных выдержек, оставшихся от дедушки-священника. Хорошо это или плохо? Не знаю. Всё-таки общество изменилось, да и дедушка-священник обращался к совсем иным людям. Возможно, такая проповедь и хороша для тех, кто впервые пришёл в храм и ничего не знает о празднике или прославляемой иконе. Но давайте смотреть правде в глаза: в воскресенье 95% людей, находящихся в храме, – это постоянные прихожане, которые обо всех праздниках уже всё прекрасно знают. Вторая категория – священники, которые на проповеди говорят не столько о событии, сколько о том, что в праздник делать нельзя. Да, раньше нельзя было в праздник стирать, например. Я застал времена, когда стирка была делом целого дня, а то и двух: требовалось приносить воду, кипятить бельё, что-то долго тереть, выносить воду и так далее. Конечно, тратить праздничный день на такую суету нехорошо. Но

Какие сценарии общения с паствой неприемлемы?

Священник читает проповедь, напечатанную папой-священником на печатной машинке и составленную из книжных выдержек, оставшихся от дедушки-священника. Хорошо это или плохо? Не знаю. Всё-таки общество изменилось, да и дедушка-священник обращался к совсем иным людям. Возможно, такая проповедь и хороша для тех, кто впервые пришёл в храм и ничего не знает о празднике или прославляемой иконе. Но давайте смотреть правде в глаза: в воскресенье 95% людей, находящихся в храме, – это постоянные прихожане, которые обо всех праздниках уже всё прекрасно знают.

Вторая категория – священники, которые на проповеди говорят не столько о событии, сколько о том, что в праздник делать нельзя. Да, раньше нельзя было в праздник стирать, например. Я застал времена, когда стирка была делом целого дня, а то и двух: требовалось приносить воду, кипятить бельё, что-то долго тереть, выносить воду и так далее. Конечно, тратить праздничный день на такую суету нехорошо. Но в наше время стирка решается четырьмя действиями: загрузил бельё, насыпал порошок, нажал пару кнопок – всё. Жизнь меняется, и надо это осознать. На первый план вышли совсем иные проблемы. Зачем же тратить время общения на непонятные запреты?

Третий тип: священник ограничивается какими-то очевидными фактами, например, пересказывает прочитанный эпизод Евангелия или рассказывает о празднике что-то общеизвестное и много раз слышанное. Есть такие, кто говорит об одном и том же, но на разные лады и разными словами: «Мы чтим икону Богородицы такую-то, Богородица помогает нам и защищает своим Святым Покровом, поэтому мы должны непременно почитать Пресвятую Богородицу и молиться Ей, нашей Покровительнице», – ни о чём, из пустого в порожнее.

Четвёртый: священник не знает, что сказать или как говорить, чтобы люди его понимали, в итоге вещает долго и очень сложно, уходя в богословские глубины и наполняя речь множеством сложных терминов.

Пятый тип. Раскрою секрет: хочешь быть популярным, чтобы к тебе ездили из других благочиний и областей? Надо говорить общие вещи, желательно приправить их «фактами» из серии «в день памяти архистратига Михаила святой архангел Михаил опускает крылья в огненную реку ада и достаёт оттуда кающихся грешников». Гарантирую, что вас даже начнут цитировать. Люди будут приезжать издалека, чтобы послушать батюшку, который говорит то, о чём не говорит никто. У него ведь есть тайное знание. Ещё бы: откуда иначе им узнать, что картошку есть нельзя, потому что в ней бесы, которые бьют по щитовидной железе!

Это будет пользоваться спросом, тем более что такие факты рассказывают священники, непременно выглядящие как старцы – увы, такой образ очень хорошо продаётся… Чипы, приход антихриста, недоверие к традиционной медицине – всё это имеет православный антураж, который востребован большим числом людей. Не знаю, почему образ старца так привлекателен и почему в сознании многих он именно такой. Думаю, если рядом поставить портреты отца Александра Шмемана и Распутина, то большинство назовёт православным священником второго.

Шестой тип – священники, которые воздействуют на прихожан по-сектантски. Такой настоятель давит на то, что храм принадлежит не ему, а прихожанам, и если его уберут, то пришлют кого-то другого – непременно нерадивого. Прихожанину навязывается чувство вины и ответственности за храм, обязанность через силу трудиться ради прихода – как правило, в ущерб семье. Здесь нарушаются слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Каждому священнику приходится призывать прихожан участвовать в жизни храма и прихода, но адекватный священник не будет ничего навязывать и не станет манипулировать. Прихожане с удовольствием помогают не когда на них возлагают новые и новые обязанности, а когда видят, что настоятелю нужно то же, что и им: чтобы в храме было красиво, удобно, чисто и тепло.

Некоторые священники насаждают приходящим в храм людям чувство вины, постоянно говоря об их греховности. Они так активно борются с грехом, что тот вытесняет в их проповеди Христа и любовь. Наверное, они забывают возглас: «Святая святым», – и не понимают, кому он адресован. Святые Дары – Тело и Кровь Христовы – предназначаются для святых – тех, кто стоит по ту сторону алтарной преграды. Да, они грешные, но это к ним Он пришёл. Бог хочет, чтобы мы жили вместе с Ним, чтобы помнили о Нём. Потому молитва – это не только утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой и после. Это любое воспоминание о Боге. Но во многих храмах этому почему-то не учат. Вместо этого учат зацикливаться на грехе.

Нельзя поднимать с людьми темы, которые можно отнести к категории sub rosa — то есть тайным, не допустимым к оглашению. Самая больная из них — сфера супружеских отношений. Это область, которую священники не имеют права регламентировать. Её нельзя поднимать ни на проповеди, ни на исповеди. Сюда я бы отнёс и вопрос поста. Когда священник с амвона настаивает на принятии пищи по уставу с соблюдением сухоядения, это неправильно. Поститься нужно всем, но у каждого мера поста своя, и такие вопросы надо обсуждать индивидуально. Насаждая всем одни и те же требования, батюшка может навредить своим прихожанам.

Беседовала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии