В детстве, еще до революции 1917 года, с дедом моим произошел один случай в церкви. После этого случая он ее невзлюбил.
Что был за случай?
Немного о деде.
Дед мой по отцу, Николай Иванович, родился в 1907 году. В первый класс пошел в 1914 году. Жил с родителями в Москве. Семья была состоятельной.
В дореволюционное время в школах преподавали Закон Божий и иногда приводили на уроке по этому предмету в церковь, на службу.
Дед имел художественный талант, хорошо рисовал, играл на скрипке. Хотел поступать в юности в архитектурный институт, но партия направила в военные. Так надо было стране.
По предметам в школе ему нравились точные науки: физика, математика. Хотя он неплохо знал историю и литературу, много читал. Но вот Закон Божий он считал для себя предметом нудным. И стояние в церкви для него, активного мальчика, было утомительным делом.
Случай в церкви.
Вот раз их повели на уроке Закона Божьего в церковь, всем классом. Пришлось ему отстоять на службе. Это было очень утомительно. Потом, в конце службы, надо было подойти к кресту, который держал в руках священник, и поцеловать крест со Спасителем. Крест был металлический.
Коле хотелось уже быстрее выйти из церкви. Притомился. Потому, он решил быстрее подойти к кресту. Стал юрко обходить очередь. Пробираясь быстрее к заветному кресту. Поцеловать быстрей, раз положено, и убежать. С ним были и другие ребята, тоже утомившиеся в церковном стоянии.
Священник, стоявший на небольшом возвышении, видел всю эту картину: идет медленно волна очереди людей к кресту, а юркие пацаны обгоняют ее, стремятся "схитрить".
Когда Коля подошел к кресту, который держал в руках священник, тот развернул крест торцом и стукнул ему по губам. Удар был неслабый. Губа разбилась. Сразу же пошла кровь. Может, священник еще и сказал ему что-то: детали я не знаю точно.
Коля не боялся боли и крови. Мужик был по характеру, хоть и пацан еще по возрасту. То поколение сильное было, мужественное. Не ныло. Прикрыв кровоточащий рот, он отошел от священника. Выбежал на улицу. Сплюнул кровь. Омыл ее водой.
Других ребят, которые тоже хотели быстрее подойти к кресту, это зрелище утихомирило. Они не захотели получить крестом по лицу и потому слились с очередью, приутихли в ней.
В церкви были взрослые люди, учителя. Но никто ничего не сказал священнику. Шум не подняли. Будто все так, как надо.
Это сейчас, тут же сняли все на смартфоны, выложили бы в интернет, привлекли внимание общественности, раздули бы скандал. Тогда же, в начале 20 века, народ был проще. «Раз батюшка так решил и сделал – значит так надо».
Что было дальше?
Мой дед не стал раздувать из этой ситуации личной трагедии, жаловаться учителям, родителям или друзьям, качать свои права или изображать из себя «жертву» церковного насилия. Мужик настоящий не жалуется, не обижается, не мстит. Он делает выводы, вырабатывает отношение, принимает решения.
Не чувствовал дед и вину: мол, сам не так поступил. По его мнению, это было несправедливо. Он проявил не хитрость, а смекалку. Это хорошее качество. На войне смекалка ему не раз помогала: три раза был в плену, успешно убегал оттуда. Тогда же, после того случая в церкви, дед просто невзлюбил в душе своей церковь. Это не была агрессия, не затаенная злость, а скорее, недоверие.
На проповеди тогда священник говорил о любви к ближним, а потом так «с любовью» огрел его крестом. Противоречие? Его тонко уловила детская душа. Детская душа – она ведь честная, живая, еще не затравленная нужной идеологией и жесткими навязываемыми правилами.
Послесловие.
Думаю, если бы потом не пошли атеистические времена и антицерковные течения в стране, то дед, может быть, пересмотрел бы свое отношение к церкви. Но времена такие настали. Антицерковная пропаганда была очень сильной после революции и дальше.
Да, и священники разные бывают. Встретился бы ему тогда богоносный священник, который не "битьем крестом" парадоксально выражает "евангельскую любовь" - может быть и другое мнение сложил бы о церкви. И «нудный» Закон Божий показался бы интересным, живым.
Спрашивал я у деда: а верил ли он в Бога? Он сказал, что что-то (непонятное) Высшее существует (скорее, как справедливость), но не факт, что оно такое, как о нем говорят в церкви.
Прошел он всю Отечественную войну, послевоенную непростую жизнь – и взглядов своих не изменил. Так был воспитан тем строем. Другими ценностями жил. Но был морально крепким, порядочным человеком.
Чего не было в нем, что может дарить богоносная церковь? Наверное, той радости пасхальной, что есть у истинно и длительно верующих людей, покаянников. Той, что дарит человеку Христос, Церковь Небесная и живая вера Богу.
Позже, в церкви, я помолился за него.