Данная статья является шестой частью серии статей о визуальном образе библейских ангелов. Ссылки на предыдущие части в конце статьи.
Ангелы в период эллинизма
Вавилонский плен евреев закончился в 539 году до н.э., когда царь Ахеменидской империи Кир II завоевал Второе Вавилонское царство. Кир освободил иудеев, они вернулись на родину и восстановили храм богу Яхве. Но в 4 веке Иудея подпадает под влияние Александра Македонского, с того момента начинается эллинистический период еврейской истории.
В течение нескольких последующих веков иудеи перевели имеющиеся библейские тексты на древнегреческий язык. В тот же период возникают апокрифические тексты: Первая и вторая книги Еноха.
Именно в Первой книге Еноха, которую датируют 3 веком до н.э., появляются первые индивидуальные наименования ангелов. Самые известные из них: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Фануил (последние два иногда отождествляются). Каждый ангел выполняет определенную функцию. Михаил поставлен над избранным народом, Гавриил поставлен над раем, серафимами и херувимами. Примечательно, что серафимы и херувимы не названы ангелами. Также в Книге Еноха происходит отождествление ангелов и сынов божьих.
Ангелы в Книге Даниила
Самой поздней ветхозаветной книгой является Книга пророка Даниила, написанная во 2 веке до н.э. во времена селевкидского царя Антиоха IV. Он описывает внешность некоего существа, у которого было светящееся тело, огненные глаза, лицо как молния и голос, как рев толпы (10 глава). Там не сказано, что перед Даниилом стоял ангел, однако в книге описывается явно небесное существо.
Также в Книге Даниила упоминается Михаил, названный князем. Опять же, там нет слова ангел, но учитывая то, что в Книге Еноха Михаил является покровителем иудеев, то логично сказать, что князь – это лишь должность ангела Михаила. Вдобавок, в Книге пророка Даниила ангелы впервые отождествляются с богами из книги Второзакония. Теперь те, кто покровительствуют народам, это не боги, а ангелы.
Ангелы в Новом Завете
Теперь перейдем к описанию ангелов в Новом Завете. Авторы новозаветных книг находились под влиянием Танаха и апокрифической литературы, из них самой важной является Книга Еноха.
В самом раннем евангелии, Евангелии от Марка, ангелы не упоминаются. Когда жены-мироносицы навещают могилу Иисуса, они там видят не ангела, а юношу в белой одежде, который говорит им, что Иисус воскрес.
Здесь можно обнаружить явную отсылку к Книге пророка Даниила, который видел небесное существо в льняных одеждах, то есть в светлых (Даниил 10:5). Наверняка Марк хотел указать, что женщины встретили ангела. При этом этот «ангел» назван юношей, молодым человеком. В Танахе ангелы не обозначались таким образом. Скорее всего, автор евангелия находился под влиянием греческой культуры, где бог Гермес, исполняющий функцию посланника, выглядел молодо и не имел бороды.
Ангелы в Евангелии от Матфея и от Луки названы ангелами господними. Они являются Иосифу и Деве Марии. Затем ангелы упоминаются в сюжете об исчезновении Иисуса из гробницы. Жены-мироносицы встречают не просто юношу, а именно ангела. Об этом сказано прямо:
«Вдруг произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господа спустился с неба, подошел к гробнице и отвалил камень. И теперь он сидел на нем». (Матфей 28:3)
В Евангелии от Луки женщины встречают в пустой гробнице не одного ангела, а двух.
В Евангелии от Иоанна, которое является самым поздним и датируется концом 1 века, Мария Магдалина в пустой гробнице встречает двух ангелов в белых одеждах.
Ангелы в Откровении Иоанна
Наиболее подробно образ ангелов показан в последней книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова, книга еще известна как Апокалипсис. Автор книги в самом начале представляется в «Иоаннэс», что в русском варианте принято произносить как «Иоанн». Имя «Иоанн» означает «Яхве милостив».
Традиционно в христианстве принято считать, что автором книги Апокалипсис является апостол Иоанн, один из приближенных Иисуса Христа. Но это сомнительно. Во-первых, имя «Иоанн» было очень распространенным в то время, и нельзя сказать, что автором является как раз тот Иоанн, сын Заведеев, один из 12 апостолов. Во-вторых, автор Откровения не называет себя сыном Зеведея, не утверждает, что он апостол, не говорит, что знал Иисуса. Таким образом, у нас нет доказательств, что автором является тот самый Иоанн.
В первых трех главах книги Иоанн видит Иисуса, который велит ему написать письма семи церквям в Малой Азии. Затем Иоанн видит почти то же самое, что и Иезекииль в «Книге пророка Иезекииля»: небесный трон, семь светильников и существа с головами льва, тельца, человека и орла.
«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему» (Откровение 4:7).
Эти существа имеют по шесть крыльев и множество глаз. Также они прославляют Бога, говоря «свят, свят, свят, господь, Бог Вседержитель, Тот, Кто был, Кто есть и Кто придет!».
Порой этих существ изображают как достоверно библейских ангелов, однако в книге они ангелами не названы. Они именуются «животными» или «живыми существами». Таким образом, это еще один тип небесных существ.
Более того, сами ангелы в Откровении скорее всего являются антропоморфными существами. По крайней мере их действия описываются как человеческие:
«Потом я увидел четырех ангелов: они стояли на четырех углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Я увидел еще одного ангела: он поднимался с востока и держал печать живого Бога. Он громко крикнул четырем ангелам, которым было дано право причинять вред земле и морю» (Откровение 7:1-3).
Или вот примеры, как ангел держит кадильницу и дует в трубы, что говорит о том, что они имеют руки и рот.
«И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откровение 8:5-6).
В 10 главе прямо говорится, что ангелы имеют лицо, голову, ноги и руки:
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая» (Откровение 10:1-2).
Также доказательством того, что «живые существа» с шестью крыльями и множеством глаз не являются ангелами, является 11 стих в 7 главе, где ангелы и живые существа упоминаются отдельно:
«Все ангелы стояли вокруг трона, старцев и четырех живых существ. Они пали перед троном на свои лица и поклонились Богу» (Откровение 7:11).
При этом Иоанн не описывает ангелов, как имеющих крылья. Зато они у него парят в облаках и сходят с небес. Возможно, поэтому в дальнейшем антропоморфным ангелам стали рисовать крылья, иначе как они могут находиться в небе.