Среди светских картин Боттичелли можно увидеть странные, а порой неприятные и даже жестокие. Зачем художнику, писавшему прекрасный, вечный идеал юности, изображать такое?
Давайте разберемся.
Но начнем все же с одной из самых красивых картин великого мастера Возрождения – "Весна" (La Primavera).
До определенного времени считалось, что в образе Меркурия (мужская фигура слева) предстает Лоренцо де Медичи, в образе Венеры (в центре), конечно же, дама всех мужских сердец Флоренции – Симонетта Веспуччи. Остальные фигуры не имеют прототипов и призваны иллюстрировать «Метаморфозы» Овидия, «О природе вещей» Лукреция и даже текст Колумеллы о сельском хозяйстве.
Почему нет? Ведь художник изобразил апельсиновый сад и 190 видов растений.
Однако в старых флорентийских архивах была найдена опись имущества кузена Медичи Лоренцо ди Пьерфранческо. Среди прочего там значилась картина на деревянных досках с 9 фигурами ценой 100 лир.
Итак, у «Весны» оказался другой хозяин. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи по случаю свадьбы с Семирамиде Аппиани заказал у мастера две работы: «Палладу, укрощающую кентавра» и «Весну».
Обе картины украшали парадную опочивальню супругов.
Спрашивается, зачем вешать в спальню молодой четы огромную (2Х3 м) картину с изображением прекрасных полуобнаженных дев, да еще называть это подарком для невесты. Или невеста недостаточно хороша?
Картина имела воспитательную роль. Она должна была внушать молодой семейные ценности (скрепы).
«Весну» следует читать справа налево. А заодно читать «Фасты» Овидия. Я уже зачиталась))
Из-за деревьев на испуганную деву буквально бросается мужчина божество южного ветра Зефир. Дева – это нимфа Хлорис. После того, как Зефир ею овладевает (предполагается, что Овидия читали все, и изображать сцену «обладания» избыточно), нимфа превращается в богиню Флору. Поэтому у Хлорис на лице появляются цветы, а рядом стоит Флора, изображая новую ипостась нимфы уже в качестве замужней дамы.
Не стоит объяснять, что Флора – богиня цветения и плодородия.
В центре Венера, а над ее головой Амур. Жестом руки Венера приглашает войти в ее царство любви.
Ну а то, что Венера лицом похожа на Симонетту Веспуччи, никого не удивляет.
Но вернемся к "Весне":
Три грации в прозрачных одеяниях символизируют добродетели супруги - красоту, целомудрие и любовь. Предполагается, что грация в центре - это сама невеста Семирамиде Аппиане.
Слева мужская фигура в крылатых сандалиях – Меркурий с кадуцеем в правой руке. Это, разумеется, супруг, призванный обеспечить финансовое благополучие семьи.
Ну вот, кажется, разобрались. Однако последовательность событий заставляет задуматься о скрепах.
Вторая картина гораздо проще, так как на ней всего 2 персонажа. Кентавр – символ необузданных плотских желаний и Афина Паллада – мудрость. Мудрость сдерживает плотские желания. Все понятно.
Мне все же кажется, что Пьерфранческо горячо любил свою невесту Семирамиде. Потому что поберег ее психику от такого вот свадебного подарка в 4 частях.
«Новелла о Настаджио дельи Онести» на сюжет Декамерона.
Настаджио был отвергнут дочерью синьора Паоло Траверсари. Однажды в лесу он стал свидетелем такой сцены: рыцарь в красном плаще вырезает сердце девушки, распростертой на земле, и бросает его собакам. Настаджо хотел было помочь несчастной, но рыцарь объяснил ему, что это наказание гордячке, отвергнувшей его руку и сердце.
Каждую пятницу эта пытка повторяется: девушка убегает в лес, рыцарь ее настигает и истязает, затем она оживает, чтобы снова через неделю стать жертвой.
И что же наш герой Настаджио?
В пятницу он приглашает отвергнувшую его невесту со всей семьей в лес на пикник, где аккурат перед собравшимися разворачивается кровавая сцена, описанная мной выше.
Результат на четвертой панели Боттичелли – свадебный пир.
Такой, с позволения сказать, подарочек получила невеста Джанноццо Пуччи Лукреция Бини.
Как вам такие нравоучения в спальне?