Пешком по исторической границе города Москвы.
Здравствуйте.
Продолжаем наш рассказ о пешем прохождении Камер-Коллежского вала участниками клуба WakeUpMen.
В первой части мы рассказали о Камер-Коллежском вале (история, назначение и технические характеристики).
Прочесть начало можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-EdCj0ULGbm6ZRX?share_to=link
Вторую часть рассказа посвятили прохождению первого этапа маршрута.
Прочесть можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-Eff3ixlAYjCxXU?share_to=link
Третья часть повествования была о самом насыщенном участке маршрута - Этапе №2, которому мы посвятили две публикации.
Начало можно прочесть по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-FWxj0ULGbma6ZI?share_to=link
Продолжение вы найдете по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-0rfuUPGGPeulaJ?share_to=link
Сегодня у нас рассказ о прохождении Этапа №3.
Камер-Коллежский вал. ПОЛНЫЙ ТРЕК + точки интереса.
Доступно для наших подписчиков на boosty по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/12d6a784-d7a9-4cdd-9c20-77ae2eb4dd86?share=post_link
Вы можете скачать 2 файла в формате kml (подходит для большинства программ и навигаторов, в т.ч. maps.me)
Историческая трасса КК вала с указанием местоположения всех застав.
Маршрут современной прогулки (единым треком). Вы можете самостоятельно выбирать протяженность каждого этапа исходя из имеющихся у вас времени и сил.
На третьем этапе мы пройдем следующие валы:
- Крутицкий Вал
- Симоновский Вал
- Симоновослободский Вал (ул. Ленинская Слобода)
- Даниловский Вал
- Серпуховской Вал
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Для прочтения материала вам понадобятся: кружка кофе/чая, удобное кресло/диван. 15 минут времени. Текст большой, картинок много.
Приятного вам чтения.
А так же места, где ранее были расположены следующие заставы:
- Симоновская застава. Дороги: нет.
2. Даниловская застава. Дороги: выезд на Подольскую (Серпуховскую) дорогу.
3. Серпуховская застава. Дороги: Каширская большая дорога (сейчас: Варшавское шоссе, Каширское шоссе) Подольская большая дорога (сейчас: Варшавское шоссе, Симферопольское шоссе)
4. Калужская застава. Дороги: Старая Калужская дорога (сейчас: Профсоюзная улица, Калужское шоссе) Каменка дорога (сейчас: Ленинский проспект)Новая Калужская дорога (сейчас: Боровское шоссе,…)
Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqy
В путь.
В Южнопортовом районе сохранилось немного исторических зданий. Но кое что попадается.
Например - дом купца Виноградова.
Почти 100 лет, с 1835 по 1917 гг. на этой территории размещался чугунолитейный завод Виноградова Савелия Денисовича, производивший различные детали для машин и механизмов.
Участок во 2-м Крутицком переулке был выкуплен заблаговременно и вот, в 1880 г. его сын Дмитрий Савельевич Виноградов строит на участке деревянный одноэтажный дом, с высоким цокольным полуподвальным этажом по красной линии 2-го Крутицкого пер.
В 1900 г., в доме Виноградова во 2-м Крутицком пер. находится контора торгового дома «Д. Виноградов, А. Устрицев и Ко».
В дальнейшем производство расширялось и переехало ближе к Тверской заставе на более дешевые “загородные” земли.
Судя по всему, объёмно-пространственная и планировочная структура деревянного дома купца Д. С. Виноградова практически полностью сохранилась до настоящего времени по отношению к 1905 году.
Дополнительные входы говорят о том, что в был в доме период, когда квартиры в нем сдавались внаем.
Отличная новость: В ближайшее время должны начаться реставрационные работы в доме. Будет здорово, если этот памятник городской застройки XIXвека сохранится и будет приведен в порядок.
Идем дальше по Симоновскому валу.
Нам предстоит пересечь ручей Подон. Правда, если бы не овражек, мы бы и не заметили ничего.
Перед нами овраг, который черты которого еле угадываются в современном ландшафте.
Засыпанный овраг, образованный течением убранного в коллектор ручья Подон.
А название ручью, так же как и второй речке Сара, от которой осталась только Саринский проезд, появились благодаря Крутицкому подворью, резиденции епископов Сарских и Подонских.
Прежде чем свернуть с Симоновского вала в сторону р. Москва, смотрим на выбивающийся из общего ряда семиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом.
Жилой дом для сотрудников завода им. Лихачёва (ЗИЛ).
Один из последних примеров конструктивизма на улицах Москвы.
Гигантская арка приковывает к себе внимание и будит фантазию - "зачем?" "почему?".
На момент постройки дома конструктивизм был уже не в чести, но здесь, на окраине города это было приемлемо.
Пара слов о названии Велозаводской улицы.
Говорящее название. Несложно догадаться, что название улица получила от велозавода, основанного здесь в 1928 году.
С целью экономии средств и времени, Совнарком принял решение воспользоваться услугами английской компании BSA, у которой было закуплено оборудование и специалисты которой помогали московским рабочим осваивать новейшие станки.
Официально завод был запущен в 1933 году, но еще в 1932 были выпущены 180 первых отечественных велосипедов.
Вдоль заводских корпусов проложили Велосипедную, позже переименованную в Велозаводскую улицу.
К концу 1939 года выпущен 1 млн. велосипедов различных модификаций: мужские, дамские, гоночные, спортивно-шоссейные и легкие велосипеды.
С 1941 года начат выпуск мотоцикла М-72 (копии BMW R71), а завод переименовали в Московский мотоциклетный завод.
В 1945 году заводу была передана часть оборудования немецкого завода DKW и поручено освоение производства Мотоцикла «Москвич-М-1А».
А в 1970-е завод влился в состав ЦНИИ “Комета”.
Еще в конце 70-х годов прошлого века конструкторы завода создавали велосипеды для наших спортсменов на Олимпиаде 80.
А сейчас? Найти следов велозавода, а точнее выпускаемой им продукции не удалось.
Получается - улица Велозаводская есть, а велозавода нет.
На фото выше видно синее здание - это и есть ЦНИИ “Комета”.
Пройдя по сохранившемуся/незастроенному участку ул. Симоновослободский вал., выходим к пожарной части.
Пожарная часть №20
Идем дальше и дворами выходим на улицу Ленинская слобода.
Дворами выходим на улицу Ленинская слобода. Здесь, в месте пересечения с Ослябинским переулком можно встретить 2 колоритных строения.
Это здания, ранее входившие в ансамбль сооружений Лизинской товарной ж/д станции.
Грузовая станция Лизино использовалась несколькими предприятиями Симоновской слободы, в том числе заводом «Динамо» и ЗИЛ.
Лизинская ж/д ветка была проложена в 1894 году Павлом фон-Дервизом и названа по Лизиному пруду, мимо которого шёл её путь.
Ответвляясь от Симоновской ветки, Лизинская ветка шла на берег Москвы-реки к товарной станции "Симоново". Проходила вдоль вала и пересекала нынешнюю улицу Ленинская слобода как раз на перекрестке её с Пересветовым переулком.
Если смотреть с этого ракурса, то сложно узнать здесь здание 1932 года постройки, бывшее производственное здание завода «Динамо» им. С.М. Кирова.
После реконструкции 2013 г. здесь действует торгово-офисный комплекс.
В здании расположен мебельный центр «Румер», офисные помещения, на первом этаже здания — заведения общепита.
Московский завод «Динамо» имени С.М. Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др.
Завод основан 12 мая 1897 г. как российское подразделение американской фирмы «Вестингауз». Первоначальное название: «Центральное электрическое общество в Москве».
В 1913 г. завод поменял владельца, им стал русский промышленник Н.Н. Глебов, и имя на Электромеханическим заводом «Русского электрического общества „Динамо“».
В 1932 г. завод выпустил первые в СССР электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки — «Владимир Ленин» (ВЛ19).
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки.
С 2009 г. завод не существует.
Далее у нас по плану фабрика-кухня завода Динамо
Про фабрику-кухню на Ленинградском проспекте смотрите в видео по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/6321e448a81413469fac0c2f
При расширении производственных площадей завода "Динамо" в 1932 г., на противоположной стороне ул. Ленинская Слобода было выделено место под постройку заводской столовой.
Согласно актуальной тенденции тех времён был подготовлен и реализован проект фабрики-кухни. Строительство окончили в 1935 году.
Что такое фабрика-кухня?
Это — крупное, механизированное предприятие общественного питания, назначение которого освобождение человека/трудящегося если не ото всех бытовых забот, то как минимум, от забот о приготовлении пищи.
Идеологически это проект должен был кардинальным образом поменять быт нового советского человека.
Но, сломать стереотипы о "домашнем очаге" фабрикам-кухням не удалось и, умение разнообразно и вкусно готовить ещё надолго осталось в качестве одной из важнейших женских добродетелей.
Кроме того, в 1920-е годы был взят курс на высвобождение женщины из «пут» домашнего хозяйства и вовлечение её в производство.
А построенные в разных городах фабрики-кухни очень скоро превратились в большие столовые, но разве что, с развитым отделом кулинарии "на вынос".
Наш сегодняшний объект прекрасный, почти хрестоматийный пример фабрики-кухни, при строительстве которой соблюли все каноны:
3 или 4 этажа, подвал и полуподвал, предназначенные для холодильника и продуктовых складов, а также — для хлеборезки и комнат персонала фабрики.
Первый этаж отводится под производственные помещения и раздевалки для посетителей.0
И конечно, на первом этаже размещался магазин полуфабрикатов.
Второй этаж — это место для обеденных помещений, третий — для банкетных и праздничных залов.
Желательно, чтобы крыша здания была плоской — для обедов на открытом воздухе в летнее время. Например, сегодня сложно заметить, но на третьем этаже размещались обеденные залы и терраса для посетителей: в теплое время года можно было поесть под открытым небом.
Фасады здания сохранили свой первоначальный вид до сегодняшнего дня.
Несмотря на то, что нам сте следующего объекта уже давно построены другие сооружения, пройти мимо было бы неверным.
Завод А.В. Бари , партнером которого был знаменитый инженер В. Шухов.
Кузнечно-котельный, меднолитейный и механический завод, возведённый в 1893 году.
Завод, выпускавший клёпаные изделия, резервуары и стальные котлы, славился не только современным оборудованием и оригинальными техническими решениями инженера Шухова, но ещё и хорошим отношением к рабочим:
Сотрудники проживали в наёмных квартирах. В рабочее время дежурил фельдшер, а 2 раза в неделю принимал врач Левенталь.
С 1895 года за счёт хозяина выдавался обед: щи, каша и хлеб.
С 1901 года по 1905 год были открыты вечерние курсы для повышения квалификации рабочих.
Если вы еще не вспомнили "где слышали фамилию Шухов", то вот фото как напоминание.
Башня была сооружена в 1919–1922 гг. по проекту инженера В. Г. Шухова. Высота башни 148 м.
После Октябрьской революции завод переименован в завод «Парострой» имени В. М. Лихачёва. Во время первых двух пятилеток отремонтирован, здесь производились котлы и топки.
Осенью 1941 года произведена эвакуация завода в Казахстан.
В 2008 году остатки построек завода были снесены, и на их месте построили офисный комплекс «Омега-Плаза».
Идем дальше:
К сожалению оставшиеся от завода Бари деревянные постройки нашли своих хозяев, которые отремонтировали их, что хорошо, но при этом и закрыли солидным забором от прохожих, что плохо.))
Кстати - именно здесь, где улица Ленинская слобода упирается в реку и прерывался камер-коллежский вал.
Не буду популяризировать посредством фотографии бывшую столовую завода А.В. Бари, в которой во время Первой мировой войны находился Симоновский земской лазарет, в 1917 г. Народный дом, затем — клуб «Пролетарская кузница».
Скажу лишь, что с середины 2010-х здесь расположился гей-клуб.
Идём дальше, так как в этом месте ничего для нас интересного.
Буквально 50 метров, поворачиваем налево и... мы немного удивлены.
Экспериментальная ТЭЦ Всероссийского теплотехнического института .
К сооружению 2-й электрической станции для трамваев приступили в 1915 году.
Мощность станции должна была составить 20 000 КВт (против 10 000 КВт первой станции на Берсеньевской набережной).
Но, в связи с октябрьскими событиями 1917 года, работать станция так и не начала.
И только в 1922 году, после передачи станции Всесоюзному теплотехническому институту, начались работы по подготовке объекта к эксплуатации.
Экспериментальная ТЭЦ института (ТЭЦ ВТИ) была открыта 31 мая 1925 года.
С 1928 года ТЭЦ снабжала электроэнергией и паром промышленные предприятия (Завод имени Лихачёва, завод «Динамо» и другие).
Идем дальше.
Проходим мимо ТЦ Ривьера и по Автозаводской улице направляясь к автозаводскому мосту.
Трёхпролётный автодорожный мост балочно-консольной конструкции из предварительно напряжённого железобетона через реку Москву.
Построен в 1959—61 гг. по проекту «Гипротрансмоста». Интересный вид на противоположный берег открывается с моста.
Сегодня вид не сильно отличается от вида 65 летней давности. Конечно если не считать высоток в кадре.
Разобравшись с системой переходов и выходов, спустившись с моста можем смело направляться дальше, в сторону Данилова монастыря.
Но... это уже начало следующей части наших публикаций)))...
Оставайтесь с нами…
Продолжение через неделю.