Найти в Дзене

Фотографирую на Sony F828 в формате RAW: нужно ли?

Оглавление

Sony Cybershot DSC-F828 - первая камера крупного японского производителя видеокамер и цифровых фотоаппаратов (без плёночного наследия), способная снимать в формате RAW. Поэтому, любопытно, какой он был - первый RAW от Sony.

F828 пишет файлы с расширением .SRF. "S" означает Sony, а не Samsung, хотя у последнего было тоже расширение файла.

Нужно ли на F828 снимать в RAW? Почему JPEG на F828 хороший: потому что RAW плохой или, потому что алгоритмы сжатия такие замечательные?

Sony Cybershot DSC-F828
Sony Cybershot DSC-F828

Нечитаемый .SRF

Первое, с чем вы столкнётесь при использовании камеры сегодня - чем открыть и полноценно обработать .SRF с F828. Камера всегда снимает .SRF файл вместе с файлом JPEG (слава богу - при любых установленных настройках).

Когда я открыл SRF с помощью последней версии Photoshop и с помощью старенькой ACDSee - результат был неудовлетворительный по балансу белого (всё ушло в желтизну) и по контрасту (чрезмерно контрастное изображение). В то же время, внутрикамерный JPEG просто отличный по цвету.

Забудем пока про цвет. В файле SRF я вообще не увидел прироста резкости (пусть и за счёт зернистости). Картинка практически идентичная по микрорезкости и даже более того - на файле SRF никуда не делась ступенчатость контуров - показано на скриншоте 200% ниже. На фотоаппарате, разработанным самим производителем датчиков изображения. И вот вам - "лесенки"!

Обратите внимание на края хвоинок. "Лесенки" на изображении с датчика Sony F828 (файл RAW, кроп 200%).
Обратите внимание на края хвоинок. "Лесенки" на изображении с датчика Sony F828 (файл RAW, кроп 200%).

Эти чёртовы "лесенки" серьёзно ухудшают качество файлов с камеры на микроуровне и мою веру в Sony - производителя датчика и камеры. Где соответствующие ситуации алгоритмы сглаживания?

Решил искать фирменную программу от Sony. Кроме того, если верить рекламным материалам, здесь четырёхцветная CCD-матрица - фирменное ПО должно понимать такие файлы лучше. Впрочем, сейчас совершенно ясно, что "четвертый цвет" - чистый маркетинг. Никакого особого цвета вы с F828 не получаете :(

Сразу скажу - то что сейчас есть на сайте производителя, формат SRF-файлов с F828 открывать не умеет. Самая старая поддерживаемая камера - "недокропнутая" R1.

Нужно искать программу Image Data Converter, причём - самых ранних версий (пятая версия, например, в SRF-файлах уже не разбирается - не тратьте время).

Image Data Converter SR на диске к Sony A100
Image Data Converter SR на диске к Sony A100

Вспомнил, что на компакт-диске, оставшемся от Sony A100 есть программа Image Data Converter SR. Специально купил внешний привод для прочтения этого диска :D Установил программу на компьютер - программа открыла файл и дала правильный баланс белого и контраст. Получилось!

Настройки для JPEG записываются в RAW!

Первое, что нужно знать при работе с файлами .SRF на фотокамере F828 - настройки отображения цвета (REAL или STANDART), настройки резкости, цветовой насыщенности, контраста - ЗАПИСЫВАЮТСЯ В SONY-RAW файл! Сам не поверил в это, но это так. Во всех других просьюмерах и системных камерах в RAW выписывается нейтральная картинка, вне зависимости от настроек JPEG. Здесь не так. Во всяком случае - на моей прошивке F828-го и при обработке SRF-файла в фирменной программе.

Значит - нужно заранее озаботиться этими настройками в быстром меню.

В сочетании с настройкой "цвета" Real" я выбираю резкость -1 (минимальную). Настроить резкость вы всегда сможете более эффективно в соответствующих программах. Цвет на камере можно поставить в положение +1 (цвет в режиме Real несколько "нордический", а лично я люблю цвета "поживее"). Контраст оставил в значении по умолчанию (0). Можно сразу задать незначительную положительную экспокоррекцию на камере +0,3...+0,7. Во всяком случае - зимой.

Учитывая, что наиважнейшие параметры RAW можно настроить ещё до "проявки", программа Image Data Converter SR может быть полезна, например, при значительной экспокоррекции (лучше - отрицательной), для уточнения деталей в самых светлых зонах снимка и для спокойной работы с балансом белого.

Image Data Converter SR

Раз я купил внешний CD-привод, установим Image Data Converter SR и посмотрим, что предлагает эта винтажная программа от Sony.

Вы можете получить исчерпывающую информацию о файле. Обратите внимание, что я снимаю в режиме воспроизведения цвета Real. Если вы хотите более плавных цветовых переходов и сохранения текстуры - нужно выбирать именно эту настройку, а не Standart.

Окно программы Image Data Converter SR. Общая информация о файле.
Окно программы Image Data Converter SR. Общая информация о файле.

Вы можете настроить баланс белого. Image Data Converter SR - единственная программа, которая правильно читает настройки самой камеры и верно интерпретирует цвет. Можно выбрать предустановку, задать цветовую температуру или задать точку серого пипеткой и даже по выбранному участку кадра, есть возможность произвести цветовую коррекцию.

Естественно, можно произвести коррекцию экспозиции. Лучше снимать чуть передерживая изображение. Недодержка приведёт к необходимости высветить тени и полезут СЕРЬЁЗНЫЕ ШУМЫ. Тот случай, когда чуть передержать будет полезней. Особенно - в пасмурную погоду.

Окно программы Image Data Converter SR. Баланс белого и коррекция экспозиции.
Окно программы Image Data Converter SR. Баланс белого и коррекция экспозиции.

Чёткость регулируется весьма витиевато. На сегодняшний день я рекомендую снимать сразу установив ползунок резкости в минимум. Помним - настройка записывается прямо в RAW. И больше к коррекции резкости не прибегать. Ну разве что, уже много позже - в Phoptoshop, инструмент "Умная" резкость.

Окно программы Image Data Converter SR. Настройки резкости и окно справки.
Окно программы Image Data Converter SR. Настройки резкости и окно справки.

Есть возможность давить шумы, хотя лучше сделать всё возможное, чтобы прибегать к этому инструменту не пришлось. Например, снимать с передержкой в RAW, устанавливать камеру на штатив, открывать диафрагму объектива.

Окно программы Image Data Converter SR. Настройки шумоподавления и окно справки.
Окно программы Image Data Converter SR. Настройки шумоподавления и окно справки.

Отдельно можно отрегулировать контраст, насыщенность, оттенок, применить к изображению эффект (ч/б, например, которого нет на самой камере, что уже удивительно).

Важным инструментом будет кривая тонов. Все настройки можно сохранить в палитре.

Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.

Отредактированный снимок можно вывести в JPEG (8 бит, sRGB и AdobeRGB) или TIFF (8 или 16 бит). Вывел снимок во всех вариантах - в папке вы найдёте все необходимые для изучения файлы (в конце статьи). Возможно, на ваших мониторах будет разница - я разницы не увидел.

Если вы заметите больше цвета в файле TIFF (вывод осуществлён в 16 бит) - напишите в комментариях. Отломаю и выброшу монитор в своём ноутбуке Panasonic :D Но что-то мне подсказывает, что РАЗНИЦЫ НЕТ. В своё время её искали на dpreview, но не нашли. Сегодня бы нашли - Sony много вкладывает в их проект :D

Окно программы Image Data Converter SR.
Окно программы Image Data Converter SR.

"Проявка" RAW-файла - это всегда обработка. Поэтому правильно сравнивать проявленный файл с внутрикамерным JPEG, доведённым до той же кондиции, что и SRF-файл.

Внутрикамерный JPEG с обработкой
Внутрикамерный JPEG с обработкой
JPEG из RAW
JPEG из RAW

Сравним кропы файлов.

Кропы файлов. 100%.
Кропы файлов. 100%.

Никуда не исчезают "лесенки" и получить больше деталей из RAW-файла не удаётся. Отредактированный файл JPEG из камеры будет не хуже JPEG, полученного из RAW-конвертера. Замечу, что для большинства фотокамер того времени дело обстоит иначе - из RAW я всегда получаю гораздо более лучшие изображения (по резкости и цвету).

В недоумении...

Я не понял, что за такой RAW на Sony F828. Это или настолько круто, что мне просто не понять. Или где-то кто-то что-то серьёзно недоработал. Тот факт, что к анонсу камеры RAW-конвертер разработан не был и появился только к первым продажам, говорит о многом.

Мне даже кажется, что RAW был создан исключительно для галочки (у других же есть). Странно, т.к. у Sony мог получиться отличный RAW - в компании знают свой датчик изображения и могли бы оставить пару фишек "для себя". Но этого не происходит и, кажется, RAW на восьмимегапиксельных просьюмерах конкурентов могут быть лучше. Самое забавное, что все они появились позже F828, работают на том же датчике изображения Sony и, кажется, используют более совершенные алгоритмы интерпретации. Дело в умении обращаться с RAW-файлом. Никто не сомневается в компетентности Nikon, Canon, Olympus, а вот Sony со своим "первым блином" с какой-то отчаянной готовностью "садится в лужу".

Возвращаясь к вопросу - JPEG на F828 отличный, потому что - RAW плохой или алгоритмы сжатия замечательные? Нужно сравнить F828 с Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. Как мне кажется, сравнение может быть не в пользу F828 :(

Файл RAW, внутрикамерный JPEG и разные варианты вывода картинки - по ссылке на Яндекс-диск.

Коллекция моих старых цифровых фотоаппаратов ЗДЕСЬ.

Буду благодарен любой помощи проекту: информационной, материальной, аппаратной и объективной :D Сотрудничество и связь - ВКонтакте или ovch@me.com