Переходя к рассмотрению психологии как науки, важно отметить то, какие существуют мифы и о психологии, и о психологах.
1️⃣ МИФ: психология - наука, которая знает о человеке и его душе ВСЁ, а психолог - человек «видящий людей насквозь»
РЕАЛЬНОСТЬ: действительно, психология - наука о душе. Однако никакое абсолютно полное знание о душе невозможно; как минимум из-за того, что душу - в отличие от объектов и явлений природы - невозможно непосредственно увидеть, измерить, потрогать. Душа - особо сложный объект для изучения.
Многое психолог, действительно, может видеть лучше тех, кто не занимается психологией, так как психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает.
2️⃣ МИФ: психолог - человек, от природы наделённый особыми способностями к общению с другими и пониманию других
РЕАЛЬНОСТЬ: мы можем говорить о вырожденном компоненте многих индивидуальных особенностей человека. Однако о природных способностях к содержательному общению и эмпатии утверждать затруднительно. Другой разговор, что практическому психологу, действительно, важно обладать определенными профессиональными навыками.
3️⃣ МИФ: психолог - человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других
РЕАЛЬНОСТЬ: практический психолог владеет некоторыми способностями влияния на поведение других. В психологии наработаны определённые способы, позволяющие создавать ситуацию доверия, смягчения конфликтов и т.п.
4️⃣ МИФ: психолог - человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах
РЕАЛЬНОСТЬ: конечно, практический психолог должен быть личностно проработан, чтобы в работе с другим человеком не решать свои неосознанные проблемы. Однако человек, утверждающий, что познал себя полностью, заблуждается или делает вид.
5️⃣ МИФ: психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь людям советами и наставлениями.
РЕАЛЬНОСТЬ: как и среди других людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком.
Психолог не «сверх-человек».
Также психолог - не священник и не имеет права говорить от Божьего имени, он не в вправе навязывать свой путь и своё мировоззрение.